Мнение: Учить хотят, но не могут

Министры образования европейских стран признают: школа должна меняться, но как ее менять никто пока не знает, пишет в своем блоге на Фокус.ua журналист Анастасия Рингис

Related video

Месседжи выступлений лидеров образовательного процесса Европы так и остались бесхозно витать в стенах клуба Кабинета министров и Украинского дома. Хотя прозвучало немало интересных мыслей

Олафсдотир несколько раз пыталась все же обратить внимание коллег на то, что конференция касается исключительно вопросов школьного образования, но куда ей бороться с нашей журналисткой настойчивостью. Потому что мы, журналисты, за правду и против демонических министров. А вот сутью мероприятия иногда приходится поступиться. Конечно, я утрирую. Просто большинство "новостийщиков" либо еще не обзавелись потомством, либо их дети еще не пошли в школу.

Потому месседжи выступлений лидеров образовательного процесса Европы так и остались бесхозно витать в стенах клуба Кабинета министров и Украинского дома. Хотя прозвучало немало интересных мыслей.

"В Берлине на подобном образовательном форуме мы обедали рядом со скелетом динозавра и тогда шутили: "Он был большим и сильным, просто не успел приспособиться к меняющимся условиям", – так описала свои опасения по поводу процессов в образовании бывший заместитель министра высшего образования Сербии Србянка Туралик. Во время выступления она откровенно призналась: "Сейчас в Европе все понимают, что изменилась парадигма школьного образования, но я не уверена, что мы можем использовать эти новые обстоятельства", – сказала Туралик. Также честно она рассказала и о Болонском процессе: "Мы пока еще точно не знаем – хорошо это или плохо. Выезжая учиться в более развитые страны, многие студенты не возвращаются". Сейчас в Европе серьезно обсуждается вопрос создания подобной системы для школьников. Но Туралик, как и другие европейские чиновники, не знает, чем это обернется для Европы. Еще одна тенденция, которую она подметила, – это переход от модели классно-урочного обучения к модели тренинга.

Основное послание многих выступлений звучало так: детей нужно готовить жить в обществе, в котором обучаться необходимо будет на протяжении всей жизни. Но проблема в том, что академическое пространство Европы пока не готово меняться. Украинское общество пока не готово даже говорить на эту тему. "Есть вероятность того, что и к 2030 году мы не сдвинемся с места, а наши студенты, возможно, уже не будут нашими", – заключила она.

Выступление министра образования Люксембурга Меди Дельво-Штерес тоже не было оптимистичным. В школах ее страны 50% времени посвящено изучению языков, чаще всего в ущерб точным наукам. Школьники изучают как родные три языка: люксембургский, французский и немецкий. Плюс иностранный – английский. Это при том, что для 44% школьников люксембургский язык не является родным. Школьная система Люксембурга задумывалась как школа для подготовки элит. Но сейчас она не выполняет свою задачу – процент тех, кто не преуспевает в школе очень большой.

Для детей эмигрантов – школа становится социальным лифтом, но проблема в том, что европейские чиновники не понимают, как мотивировать их к учебе. Вместе с учебой передаются ценности. И получается конфликт интересов: одни ценности в школе, другие – дома. Школа эту борьбу проигрывает.

Профессор из Великобритании Джулия Аллан поведала о другой проблеме мультикультурности – расизм и насилие в школах. Единственный путь, как можно уменьшить накал страстей в британских школах, по мнению Джулии Алан, - это давать детям высказаться на эти темы вне школ. В современном мире, по ее словам, родителям придется объединяться с учителями и детьми в сети, и давать детям больше возможности и поводов высказываться о том, что их волнует.

Экс-министр образования Павел Згага вообще предложил пересмотреть опыт системы образования до 1945 года: "Хотя это звучит старомодно, но может, стоит сделать шаг назад. Важно не только чему учатся дети, но и то, смогут они не конкурируя, объединяться для решения глобальных проблем. Ведь путь в будущее далеко не простой".

У образования должна быть миссия. В основе школьного образования должны лежать общечеловеческие ценности – естественно, с точки зрения европейской цивилизации. Эта мысль повторялась во многих выступлениях.

Но как сделать так, чтобы европейские ценности стали платформой для мультикультурного общества? Вот, по сути, главный вопрос Киевского форума. Об этом и говорила директор департамента образования и языковой политики Совета Европы Олафдотир. "Мы должны понимать, что живем в эпоху эмиграции", – подчеркнула она.

Образование является одним из ключевых моментов нового цикла евроинтеграции. То, каким оно будет или должно быть, зависит от образа Европы. Но что делать, когда этот образ либо отсутствует, либо не приемлем для европейцев.

Наши дискуссии так же нелепы, как и букет в руках цветочной террористки. Только у нас еще сохранилось представление о том, что кто-то может единолично влиять на развитие образования

На фоне проблем в европейском образовании Украина в целом выглядит, как студентка Дарья Степаненко. Наши дискуссии так же нелепы, как и букет в руках цветочной террористки. Только у нас еще сохранилось представление о том, что кто-то может единолично влиять на развитие образования. Ведь оно, как и интернет, – повсюду. Проблема в том, как научиться этим пользоваться. И начинать надо не с детей, а себя. Потому что европейская концепция – обучение на протяжении всей жизни – касается и нас. Только по сравнению с европейцами, мы – пока застряли в начальных классах.

Анастасия Рингис для Фокус.ua.