Мнение: Сталин, как Гитлер

Идея запустить 7 ноября в Севастополе автобусы с портретом Иосифа Сталина спровоцировала очередной конфликт между русскими и украинскими националистами. В своем блоге на Фокус.ua публицист Александр Володарский предлагает и тем, и другим направить свой энтузиазм на борьбу за более традиционные ценности

Related video

Давно осела гипсовая пыль после взрыва памятника Сталину в Запорожье. Националистов из "Тризуба" неторопливо судят, СМИ потихоньку продолжают об этом писать, но тема уже исчерпала себя. После игры в "солдатики" почитатели и противники Иосифа Джугашвили (Сталина - ред.) решили перейти к более динамичной в игре в "машинки". 7 ноября в Севастополе ожидается запуск автобусов, украшенных портретом Сталина в обрамлении георгиевских ленточек. Уже слышны вполне ожидаемые протесты с требованием запретить "украинофобскую сталинистскую пропаганду". В ответ любители "великого ученого" и "вождя народов" обвиняют своих оппонентов в неонацизме и русофобии. Все предельно предсказуемо.

Цель современного сталиниста — не опровергнуть Александра Солженицина, а, напротив, воплотить в жизнь ужасы "Архипелага ГУЛАГ", только в еще больших масштабах

Спор между русскими и украинскими националистами бесконечен и по определению не способен родить истины. И те, и другие, безусловно, правы в рамках своей системы координат. И у тех, и у других она построена на иррациональных ценностях, которые нет смысла оценивать и критиковать логически. Их заявления часто расходятся с идеологией, а она, в свою очередь, – с реальной деятельностью. В этом плане очень показательно движение Натальи Витренко. Оно уже давно стало политическим трупом и его можно смело препарировать не боясь упреков в вивисекции.

Декларируемая приверженность к левым идеям у Витренко соседствует с воинствующим православием, любовь к термину "антифашизм" – с откровенным расизмом и антисемитизмом, а красные флаги на акциях – с желто-бело-черными "имперками". На деле левизна русских националистов сводится лишь к частичному заимствованию советской атрибутики и некоторых лозунгов. Это приверженность не к идеям Маркса и Энгельса, а к советской практике, которая им во многом противоречит. Современные сталинисты любят не романтичного революционера Кобу, грабившего инкассаторские машины для наполнения партийной кассы, и даже не теоретика большевизма и автора труда "Социализм и анархизм". Небольшое количество людей действительно поддерживает взгляды Сталина и его специфическую версию марксизма, но эти "сталинисты", как правило, не стремятся поднимать его личность на флаг. Даже бегло ознакомившись с книгами и статьями Иосифа Виссарионовича можно найти разительное отличие между озвучиваемыми там идеями и политической практикой, которая свелась к построению жестокого тоталитарного и далеко не "коммунистического" государства.

Памятники и автобусы – дело рук именно тех, кто восхищается этой практикой. Они любят Сталина-диктатора и Сталина-державника, превратившего СССР в аналог Российской Империи. Более того, они гордятся этой преемственностью. Они не столько отрицают преступления карательной машины, сколько бравируют ими. Цель современного сталиниста – не опровергнуть Александра Солженицына, а, напротив, воплотить в жизнь ужасы "Архипелага ГУЛАГ", только в еще больших масштабах. Это роднит их с другими политико-историческими реконструкторами – гитлеристами, которые ухитряются одновременно отрицать факт Холокоста и обещать его повторение. Ни те, ни другие не предлагают земного рая для своих адептов, зато сулят земной ад их врагам. Отличить современного сталиниста от современного гитлериста можно лишь по фасону усов.

По официальной версии, запуск автобусов с портретами Сталина – так называемых "Автобусов Победы" – должен отметить 70-летие празднования годовщины революции, состоявшееся в Москве 7-го ноября 1941 года. Празднование годовщины празднования звучит в равной мере громоздко и надуманно. Так и есть. Апелляция к победе над фашизмом – один из излюбленных приемов националистов-имперцев, позволяющий узаконить их людоедскую риторику. "Вы против нас, значит вы против Победы, если вы против Победы, значит вы за Гитлера". Это очень похоже на заклинание украинских националистов: "Вы против нас, значит вы против украинской культуры и за слияние с Россией".

Оторвавшись друг от друга, националисты могут с удвоенным энтузиазмом начать борьбу за "общественную мораль" и собственное видение "традиционных ценностей"

Идея украсить портретом Сталина именно автобусы не является украинским изобретением, ее местные активисты переняли у своих российских коллег. Там "сталинобусы" курсировали уже в прошлом году. Автор концепции, писатель-фантаст Андрей Мартьянов, в блоге характеризует свои политические взгляды как тяготеющие к "классическому итальянскому фашизму" и "испанскому фалангизму", пишет о своей нелюбви к "правам человека" и, в то же время, к "экстремизму".

Существенная часть его записей посвящена выпадам в адрес оппозиции. Это вполне гармонично перекликается с официальной идеологией Российской Федерации. Сталин для таких людей – это Владимир Путин, возведенный в абсолют, и в то же время Путин – бледная тень Сталина. В Украине образ Иосифа Джугашвили несет иную смысловую нагрузку. Его нельзя всерьез отождествлять с действующей властью.

Виктор Янукович, к примеру, не претендует на роль диктатора мирового масштаба, а журнал Time никогда не назовет его человеком года. Недоброжелатели, в зависимости от своих представлений о добре и зле, могут сравнивать его с Пиночетом или Чаушеску, но не с Гитлером или Сталиным. Так что на украинской земле автобусный конфликт не ассоциируется с противостоянием власти и оппозиции, он превращается в очередную бессмысленную схватку двух национализмов, которая идет параллельно реальному политическому процессу. Это даже неплохо. Оторвавшись друг от друга, националисты могут с удвоенным энтузиазмом начать борьбу за "общественную мораль" и собственное видение "традиционных ценностей". Безопаснее позволить им жить в воображаемом прошлом.

Фокус.ua