Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Восстание против машин

Прогнозы из «Терминатора» сбываются: машины завоёвывают людей. Однако, в отличие от киносюжета, те особо не сопротивляются
000

Недавно я совершенно неожиданно для себя стал экспертом по всем лесным трамвайным маршрутам бывшего СССР, включая трамвайные системы далёких уральских городов Златоуст и Волчанск. Начиналось всё вполне спокойно: четырёхлетний сын, покатавшись по киевской Пуще-Водице на 12-м трамвае, попросил показать ему «трамвай в лесу». Я механически забил эту фразу в поиск YouTube, тот стал рекомендовать похожие ролики о других лесных трамваях — и понеслось.

Если раньше человек сам решал, как именно ему нужно использовать «самоходную повозку», то сейчас роботы научились подсказывать владельцу, чего именно он хочет

Сбывается пророчество из культового фильма моего детства «Терминатор», произнесённое в душном кооперативном видеосалоне гнусавым переводчиком: «И восстали машины из пепла ядерного огня, и пошла война на уничтожение человечества…». Правда, война эта в реальности выглядит совсем не так, как у Джеймса Кэмерона: вместо того чтобы крушить людей ракетами и поливать напалмом, машины забрались в человеческое сознание.

Механизмы упрощали жизнь человеку не одно десятилетие. Но если раньше человек сам решал, как именно ему нужно использовать «самоходную повозку», то сейчас роботы научились подсказывать владельцу, чего именно он хочет. «На основе ваших предыдущих запросов мы будем стараться найти для вас то, что нужно именно вам», — обещает Google. Непонятливым объясняют: «Если вы раньше интересовались машинами, то по запросу «калина красная» в первую очередь увидите информацию о машинах, а не о ягодах или фильме». «Ура! «Яндекс-Карты» теперь прокладывает маршруты на общественном транспорте Киева!» —
ликует один из моих френдов в ЖЖ.

Вот тут-то и кроется проблема. Предложение послушать новую песню Ланы дель Рэй — «ведь вы же вчера слушали три её песни» — означает, что о существовании группы Dying Fetus вы можете никогда не узнать. А вдруг вам бы понравились не только «слёзы и сопли», но и суровый Death Metal? «Вот кратчайший маршрут из пункта А в пункт Б» — и уютный тенистый переулок с красивыми скамеечками, находящийся в двухстах метрах от кратчайшего пути, вы рискуете никогда не увидеть. А вдруг ради романтических ощущений вы с радостью пожертвовали бы двадцатью минутами своего времени?

Машина делает человека таким же предсказуемым и алгоритмичным, как сами машины, не давая ему развиваться нестандартно, в обход кратчайшего пути. Для машин это вполне логично: завтра хорошая электромясорубка, как и вчера, должна молоть мясо, а не показывать 3D-фильмы. Но так ли это хорошо для человека? Нет, и Google, и Yandex —
прекрасные сервисы. Проблема не в них, а в людях: станет ли современный человек тратить драгоценное время на поиск чего-то новенького, если ему уже всё предложили?

Пока что гаджеты и программы недостаточно интегрированы между собой: даже родственный Youtube поисковик Google при запросе города Златоуст определяет моё киевское происхождение и предлагает мне улицу Златоустовскую, а не лесной трамвай. Но недалёк час, когда умный душ будет распознавать песню «Три танкиста», которую вы мурлычете себе под нос при утреннем омовении, и передавать эту информацию на другие умные устройства. Тогда советские военные марши станут преследовать вас и в магнитоле машины, и в наушниках смартфона, и в динамиках ноутбука. Интернет-магазин засыплет вас предложениями одежды в стиле милитари, а органайзер будет напоминать о грядущих военных парадах. Круг замкнётся: не прилагая усилий и не напрягая мозг, а лишь слепо следуя предложениям роботов, вы незаметно для себя вступите в военно-исторический клуб и будете управлять стареньким армейским «Виллисом».

Впрочем, «управлять» — это вчерашний день. Автомобили ведь тоже умнеют — Фокус писал об этом в номере о трендах 2012 года (№52 от 29.12.11). Автоматика уже умеет парковать автомобиль, двигать его по узким улицам, не поцарапав соседние авто, переключать дальний свет на ближний, чтобы не слепить встречных водителей. Остались сущие пустяки: научить роботов кричать голосом хозяина «Куда прёшь, козёл!». Ответ оппонента о ваших водительских способностях, ясное дело, тоже прозвучит в исполнении электронной голосовой системы. Совершенствоваться в матерной лексике вряд ли удастся — робот ведь помнит, какую именно трёхэтажную конструкцию вы «загнули» вчера.

А главное — самый захудалый смартфон сможет в точности ответить на интимный вопрос «Что вы делаете сегодня вечером?» И произойти это может гораздо раньше 2029 года — именно тогда, по сценарию «Терминатора», машины развязали войну против людей.

Что делать? Начитаться «вредных советов» Григория Остера и «не послушаться маму». Прогуляться из офиса домой длинным путём. Погуглить не то, что искали вчера. Или вовсе не гуглить, а открыть старую добрую бумажную энциклопедию. Кругозор расширится, а машины будут введены в заблуждение — это и станет вашей маленькой победой. Пусть даже не столь красивой, как в фильме, — без мускулистого Арни, произносящего «Аста ла виста, бэйби!».

Дмитрий Слинько, редактор спецвыпусков «Красивая страна» журнала Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.