Мнение: Все дома

Знакомство с новым российским кино можно начинать с фильма "Дом"

Related video

Людей, которые приходят в восторг, услышав слова "новое российское кино", я пока не встречал. Очевидно, где-то такие есть, ведь миллионы ходят в кинотеатры на российские хиты, обеспечивая им немалые кассовые сборы. Столько же часами сидят дома у телевизора, просматривая бюджетные сериалы с севера. А мне вот не нравится. Более того, даже на фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" не попал, хотя я фанат Высоцкого еще с детства. В этом месте мне бы, конечно, пристало нахлобучить на себя желто-синюю буденовку и гордо усесться смотреть какого-нибудь "Дика Трейси", но нет — расскажу о прекрасном новом российском фильме, который за два часа просто вскипятил мой чайник.

"Дом" — для тех, кто не против внутренних царапин, для тех, кто из "тогда"

Сам этому удивлен. Так как клиент я вредный: или вечно обижен на соседей за газ с сыром, или уверен, что "Бригада" не стоит и крошечного эпизода "Места встречи". Тем не менее "новое российское кино" никогда меня не привлекало и не внушало доверия. Единственное исключение — фильм "Остров" Павла Лунгина. А теперь вот "Дом".

Эту картину посмотрел благодаря актерам Богдану Ступке и Сергею Гармашу. Именно на их фамилии я клюнул, пока раздумывал, стоит ли тратить время на просмотр, или нет. А теперь вот рекомендую его всем. Сильнее фильма за последний год не видел.

Обычно, советуя кино, приходится пересказывать фабулу. Но ведь таким образом многих можно и отвратить от просмотра. Расскажешь, к примеру, о том, как "мужик сел за убийство жены, которую не убивал, а потом сбежал из тюрьмы", и получится не легендарный "Побег из Шоушенка", а какой-нибудь "Побег" Егора Кончаловского. Так и в случае с "Домом". В ленте — о том, как "контора" охотится за бандитом, который хорошо знаком с темным прошлым человека "из элиты". Бандит возвращается домой и… Кажется, половина аудитории уже вертит носом, мол, и что тут интересного. Поэтому скажу прямо: на первом месте в фильме — не сюжет, а игра актеров.
Главный и, к сожалению, един­ственный бальзам на украинские кинораны — Богдан Сильвестрович Ступка. То, что он велик, понятно давно. Мама еще в детстве говорила об этом, когда по УТ-1 показывали какой-то нудный телеспектакль. Но это, как с Бродским: все знают, что он гениальный поэт, но однажды услышишь случайно и оторопеешь — до чего же круто. Смотришь на Ступку и поражаешься, насколько он органичен в кадре. Такое впечатление, будто все сыграл с первого дубля, а за сцену, в которой актер закусывает, окуная палец в масло, лично я вручил бы патриарху отечественного кинематографа самый тяжелый "Оскар".

Невозможно оторваться и от героя Сергея Гармаша. Он вроде ничего особо не делает, Станиславским не брызжет, а смотришь — не оторваться. Да и остальной ансамбль актеров за редким исключением строен. Честно прочесал интернет и могу хвалить поименно, но проще оперировать персонажами, а не актерами. Особенно впечатлили невестка, старший милиционер, а также замечательная "хозяйка" гостиницы с металлическим зубом — вот кто действительно достоин бронзового барельефа на родине героини. В принципе, по постсоветским меркам кастинг практически идеальный: персонажи выглядят достоверно, включая обоих украиноязычных героев — разговорчивых водителей. Большинство персонажей, кстати, старательно "шокает", что наводит на мысль о Кубани как месте событий. Думается, выбор неслучаен — российского зрителя это должно отсылать к трагедии в станице Кущевская.

К слову, стоит отметить диалоги в "Доме" — все логично и правдиво, хотя и почти без мата. От слов "кугут" и "лайба" я дико возрадовался, а после классической лагерной догмы "прими за сказку" завизжал от восторга. Отдельный приз — за фразу "достал этот криминал", которую произносит бандит, глядя в телевизор.

Развязка сначала кажется несколько лубочной, но это право режиссера Олега Погодина закончить историю так, как он хочет.

"Новое российское кино" любит копаться в собственных смутных временах, и иногда это получается. "Дом" — для тех, кто не против внутренних царапин, для тех, кто из "тогда". А юный зритель здесь разве что может среагировать на интернет-хит "Трололо" Эдуарда Хиля. Больше ему ловить нечего. Совсем.

Фоззи, участник группы "Танок на майдані Конґо"