Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Дали гол. Как малобюджетная футбольная команда может заработать деньги

Выход кипрского футбольного клуба АПОЭЛ в четвертьфинал Лиги чемпионов стал сенсацией для поклонников футбола. Команда, бюджет которой сравним с бюджетом полтавской «Ворсклы», демонстрирует, как можно заработать деньги и оставить с носом богатых и именитых соперников
000

Чудес в современном футболе не бывает. Поэтому должен вас расстроить: выступление кипрского АПОЭЛа, которое в прессе успели окрестить сказочным, — чистой воды случайность. Так карта легла. Футболистам сыграло на руку всё: недооценка со стороны противников, умелая тактика игры от обороны, потрясающая самоотдача и неплохое исполнительское мастерство. Отбились, сбегали разок в контратаку, забили и снова закрылись. Тем не менее поучиться у ребят можно, благо таким выступлением они заработали немало денег и надолго избавили своё руководство от головной боли на тему «Что? Где? Почём?»

Жалеть можно лишь об одном: стадион GSP в Никосии вмещает всего 23 тысячи человек

Через полгода никто из нас и не вспомнит АПОЭЛ. Хотя бы потому, что в финиширующем 25 марта чемпионате Кипра по футболу эта команда, вероятно, займёт третье место и будет красиво отдыхать в стороне от Лиги чемпионов. Попутно ФК распродаст блеснувших игроков, на их место наберут новых бразильцев и португальцев — в смысле, представителей стран, невероятно богатых футбольными талантами. По селекции АПОЭЛ вполне можно сравнить с украинскими клубами «Шахтёр» и «Металлист», правда, стоит соблюсти масштаб, поскольку по бюджету и размаху кипрская команда куда ближе, например, к румынскому «Клужу». Последний также «мелькнул в футболе, как в небе астероид» и «в шипении погас», при этом собирали туда гораздо больше ни к чему не пригодных игроков, поскольку не было возможности платить миллионы за трансферы и по контрактам. Так что сказка о бедных выходцах чёрт знает откуда (по футбольным меркам), которые могут на равных соперничать с грандами, пусть остаётся сказкой.

Напомню, что АПОЭЛ расшифровывается как «Атлетикос подосферикос омилос эллинон Лефкосиас». В переводе с греческого — Атлетический футбольный клуб греков Никосии. То есть этот клуб занимается не только футболом, но слово «футбол» в названии присутствует. Наверное, как дань популярности и привлекательности этого вида спорта. В 1926 году клуб стартовал вовсе как ПОЭЛ — без всяких атлетов.

У нас часто забывают о том, что футбольная команда может быть лишь частью классического мультиспортивного клуба. Такого, как, например, мадридский «Реал» (их баскетбольная команда тоже достаточно крута), бывший соперник харьковского «Металлиста» в Лиге Европы греческий «Олимпиакос» или следующий соперник — португальский «Спортинг» (тут название само за себя говорит) и, наконец, главный герой нынешнего розыгрыша Лиги чемпионов — кипрский АПОЭЛ. В Украине клубы, культивирующие несколько видов спорта или хотя бы содержащие не только мужскую, но и женскую футбольную команду, давно перевелись путём неестественного отбора.

Другое дело, что зачастую в подобных клубах за счёт футбольной секции содержатся все остальные. И когда иссякает поток футбольных денег, оставшиеся команды отпадают, как сухие ветки. Организованы такие спортивные клубы по-разному. АПОЭЛ отработал свою модель: клуб с 1996 года отдал футбольную часть в своеобразную аренду ОАО APOEL Football, которое за такое счастье отстёгивает материнской структуре 100 тысяч кипрских фунтов в год — примерно 59 тыс. евро. Это не какие-то пришельцы со стороны, это плоть от плоти клуба, который на определённом этапе решил, что правильно будет выделить футбольную секцию в отдельное предприятие и зафиксировать финансовые условия сотрудничества с ним. Боюсь, что к этому прибегли в том числе и для того, чтобы обезопасить команду, ведь заработать на чём-то другом, кроме футбола, почти нереально. Каждые пять лет соглашение с ОАО продлевается. Пока обходилось без скандалов и проволочек, поскольку стороны вполне довольны друг другом.

Так, президент АПОЭЛ Фивос Эротокриту сейчас довольно потирает руки. Мало того, что его ребята купаются в лучах славы, так ещё и на своём шедевральном выступлении в Лиге чемпионов клуб «поднял» около 20 млн. евро — больше двух своих годовых бюджетов. При этом, я уверен, киприоты не сильно огорчились по поводу того, что им выпало играть с мадридским «Реалом», а значит, их шансы продолжить борьбу в Лиге чемпионов фактически свелись к нулю. Главное — первый матч дома. И жалеть можно лишь об одном: стадион GSP в Никосии вмещает всего 23 тысячи человек. Будь мест побольше, хотя бы тысяч сто, выручка соответственно бы увеличилась.

Так что это не только и не столько футбол, сколько специфический бизнес. Год на год, конечно, не приходится, но в среднем получается очень неплохо. И в этом плане АПОЭЛ — действительно модельная структура для не особо богатых стран и хозяев, и у киприотов есть чему поучиться. При этом у клуба из Никосии есть серьёзная страховка: на Кипре за него болеют многие влиятельные люди, и вероятность того, что команда, даже распродавшись, упадёт слишком низко, ничтожна — не ниже третьего места. А это значит, что вести перестройку и просто бизнес можно в относительно комфортных условиях. А чудеса пускай остаются прерогативой волшебников.

Артём Франков, главный редактор журнала «Футбол»

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.