Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Бензин, дизтопливо

Игры акцизов. Облагая налогом нефтетрейдеров, власть усложняет жизнь автомобилистам

Новые инициативы правительства по сбору налогов с нефтетрейдеров могут увеличить поступления в бюджет, но вряд ли снизят цены на бензин
000

Правительство придумало, как предотвратить скачки цен на бензин. На днях Кабинет министров одобрил введение плавающей ставки акцизного сбора с нефтепродуктов. Теперь она будет зависеть от котировок нефти на мировых биржах. «Стоимость нефти идёт вниз — акциз повышается. Вверх — акциз понижается», — пояснил премьер Николай Азаров. Новые правила придуманы якобы во благо, но в успех инициативы верится с трудом: все действия власти по решению этой проблемы пока похожи на разговоры о налоге на роскошь под лозунгом «богатые поделятся с бедными». В итоге же получается наоборот.

Очередной скачок цен на нефтепродукты этой весной был спровоцирован конфликтом между США и Ираном. Тегеран отказывается прекратить разработки в ядерной сфере. Американцы же давят на своих партнёров по всему миру, чтобы те отказались от закупок иранской нефти — основного источника финансирования ядерных программ этой страны. В результате нефть дорожает, что не без энтузиазма поддерживают биржевые спекулянты, обеспечивающие на сегодня до 70% сделок на энергетических биржах. С начала 2012 года цена нефти возросла почти на 20% и достигла отметки $125 за баррель. Крупнейшие нефтедобывающие страны, включая Россию, не устают выражать свою обеспокоенность высокой стоимостью энергоносителей, обещая обязательно что-нибудь придумать. Разумеется, решение затягивается.

 В этом году миллионы автомобилистов получили повышение налогов, а несколько олигархов — миллиардные льготы

Второй фактор роста цен — внутренний. За последний год акцизный сбор на бензин увеличился на 50% и достиг 198 евро за тонну. В рознице это повышение дало рост цены примерно на 65 копеек за литр. Иными словами, наряду с мировой конъюнктурой правительство принимает активное участие в деле повышения цен на топливо. На сегодня в розничной стоимости бензина около 55% приходится на нефть, примерно 35% — акциз и НДС. Остальное — расходы и прибыль АЗС. И если раньше в росте цен чиновникам было удобнее винить неуёмные аппетиты нефтетрейдеров, то сейчас в правительстве наконец осознали: регулирование налоговой нагрузки является единственным инструментом, который остаётся в руках государства. Но в марте Кабмин неожиданно отказался от временного снижения налогов на топливо, поскольку это приведёт к бюджетным потерям, которые, по моим оценкам, во втором квартале могут составить более 1 млрд гривен. В условиях продолжающейся подготовки к чемпионату Европы по футболу и в свете социальных инициатив президента реакция, в общем-то, понятная.

Собственно, поэтому я не разделяю восторга, с которым представители власти сообщили об идее устанавливать акцизный сбор на топливо в зависимости от мировых цен на нефть. Давайте для начала разберёмся. Ведь плавающая ставка неизбежно влечёт за собой бюджетные потери — в том случае, если главной целью затеи действительно является снижение стоимости бензина непосредственно на АЗС. В правительстве уверяют, что подобные убытки восполнятся в период низких цен на нефть, когда акциз «уплывёт» вверх. Но если мировые цены не упадут? Ни у Штатов, ни у других крупнейших нефтедобывающих стран желания этому способствовать пока не наблюдается.

Кстати, о нефтедобытчиках. Украинские компании этого сектора в начале года получили от государства налоговые льготы в виде пониженных на 30% ставок рентной платы на добычу чёрного золота. По предварительным расчётам, это сделает их богаче в 2012-м на 4–5 млрд. гривен. Хотя и раньше они не бедствовали, ведь цены на нефть который год неуклонно поднимаются. В 2011-м крупнейший отечественный нефтедобытчик «Укрнафта» заработала около 2,2 млрд гривен чистой прибыли. (Официально компания до сих пор не обнародовала финансовые результаты за прошлый год, поскольку, говорят, сказки о тяжёлой судьбе украинского производителя позволили ей выпросить колоссальную льготу.) Кто контролирует крупнейших добытчиков нефти и газа в стране — не секрет. Это уважаемые люди, обосновавшиеся на верхних строчках списков богатейших. Вот и получается, что в этом году миллионы автомобилистов получили повышение налогов, а несколько олигархов — миллиардные льготы.

В духе риторики о налоге на роскошь правильно было бы отмотать назад ставки ренты на добычу нефти, оставив уважаемых людей с приличной нормативной прибылью, а резко возросший объём налогов от добывающей отрасли направить на компенсацию снижения акцизов на нефтепродукты для обычных граждан и целевые дотации аграриям и бюджетным организациям. Средств хватило бы на всё.

Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.