Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Железнодорожный транспорт

Вниманию опаздывающих. Почему украинцы готовы терпеть неудобства скоростного поезда Hyundai

В поезде, который называется Украина, пассажирам можно впарить любое невыполнимое обещание. И за это никому ничего не будет
000

Мониторы, висящие над проходом, демонстрируют преимущества скоростного поезда Hyundai: открывающиеся одним касанием двери, современный туалет, специальный трап для инвалидов-колясочников и даже Wi-Fi. Но строка внизу экрана, где указана скорость движения в реальном времени, показывает 0 км/час. Это была уже не первая остановка вроде тех, что в народе называют «чистое поле» или «у столба». Возмущённые пассажиры закатывали глаза, цокали и язвили проводнику. Пейзаж за окном от этого не сдвинулся. Время шло, и по громкой связи объявили: «З питань відшкодування збитків просимо звертатися до чергового по вокзалу». Я представил, как десятки людей, сидящих со мной в одном вагоне, и вообще все пассажиры выйдут из поезда в Киеве и наперегонки бросятся занимать очередь у окошка дежурного. Должно быть, кого-то встречают родные, кому-то надо успеть в аэропорт к регистрации, у одного назначен приём к разбухающему от чувства собственной важности чиновнику, у другого — деловая встреча, у третьего — свидание. Через 40 минут стояния поезд таки тронулся навстречу развязке всех этих историй с опозданием. Но, видимо, люди у нас зла не держат. Повозмущались, кое-как доехали — и на том спасибо. Когда по прибытии я подошёл к окошку с надписью «Черговий по вокзалу», здесь стояли всего двое, видимо, самых дотошных пассажиров. Удивлённая дама в униформе объясняла им, что справку об опоздании поезда они могут получить в справочном бюро. На мой вопрос, каким же будет «відшкодування», о котором объявили в поезде, дежурная ответила просто: «Ніякого!»

 Купив этот билет, мы проголосовали за то, что было обещано, в частности, время прибытия и определённые удобства, заявленные в рекламе. Иначе нас просто кинули

Не хочу рассуждать о том, что поезд Hyundai — это не очень быстро для XXI века и слишком дорого для этой страны. И что новые технологии надо сначала испытывать, а потом пускать в массовое использование. Дело даже не в том, что на этом и других нововведениях к Евро-2012 высокопоставленные чиновники-олигархи получили многомиллионные откаты. Я хотел сказать о другом: мы сами не ценим наши деньги и время. И нам можно обещать всё что угодно, а потом об этом забыть. Если бы было иначе, то у дежурного по вокзалу стояли бы не двое, а сотни пассажиров этого поезда. И не потому, что жалко часа опоздания и 330 гривен за билет. А потому, что, купив этот билет, мы проголосовали за то, что было обещано, в частности, время прибытия и определённые удобства, заявленные в рекламе. Иначе нас просто кинули. И кто-то за это должен ответить. Ведь нас много, и это не один час опоздания — это сотни часов, и не сотни гривен ущерба, а миллионы.

Каждый день мы видим по телевизору или читаем в интернете новости о том, как пассажиры вполне благополучных по нашим меркам поездов устраивают акции протеста и забастовки. Давайте вспомним последние — нью-йоркских борцов с воротилами Уолл-стрит или массовые демонстрации в Греции против предложенных Европой методов для вывода страны из кризиса. Канадских студентов, отстаивающих цену на образование, сотрудников компании Ford, которые бастуют из-за снижения зарплат, испанских шахтёров, выступающих против отмены субсидирования угольной отрасли, и т. д. Что же говорить о событиях в Тунисе, Египте или Сирии, показавших потрясающую способность граждан этих стран к самоорганизации и решительным протестным действиям. Даже в соседней России сотни тысяч несогласных с политикой власти выходят на улицы.

Почему же украинцы так инертны и разобщены? Откуда взялся этот пассивно агрессивный индивидуализм, который позволяет нам разве что выругаться в сторону проводника опаздывающего поезда? Иногда у меня складывается ощущение, что Украина смирилась с тем, что «маємо, що маємо» — национальная идея, а «наша хата с краю» — великая цель.

Не подумайте, что я мечтал бы устроить акцию протеста из-за того, что меня задержал поезд, или потому, что обещанный Wi-Fi не пускал в интернет. Но сколько людей из тех, кто застрял в поломавшемся экспрессе, опоздали по-настоящему, то есть не выполнили своё обещание быть вовремя, у кого украли час романтического свидания или сорвался выгодный контракт? А сколько из них знали, как подавать иск в суд или устраивать скандал в прессе? Меня волнует, как быстро мы сбрасываем ответственность за потерянные время и деньги на проводника, а потом, даже не попытавшись отстоять свои интересы, разбегаемся. Какого «відшкодування» мы заслуживаем, кроме справки для отмазки? Кто же нам виноват, если мы даже не спросили с тех, кто должен ответить?

Но мы спешим поодиночке — каждый по своим делам, забывая об общем. Поэтому и в следующий раз обязательно опоздаем.

Игорь Тупикин, заместитель главного редактора журнала Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.