Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинские дрова – для соседа

Мой мудрый внук, второклассник Никита, на вопрос знакомой, в какую школу он ходит — русскую или украинскую — ответил наставительно: «Русские школы — это в России, у нас — украинские!». А не спрашивай по-глупому, следуй законам логики и всё тебе будет понятно...
000

 

Сергей Трымбач
Киновед, историк кино, сценарист
Родился в 1950-м в г. Александрия.
С 1979-го работает в Институте искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины (в последнее время — завотделом киноведения).
В 1998-2004 гг. – замгендиректора Национального центра Александра Довженко. Автор более тысячи публикаций в СМИ  Укра­ины и России, соавтор нескольких книг по истории кино и эстетики,  был членом жюри различных международных кинофестивалей. Нынешней осенью выходит его книга «Загибель богів. Олександр Довженко».


Но Никита подрастёт и обнаружит во многих областях нашей жизни подмену. Скажем, в уголке телеэкрана сине-жёлтыми буквами написано название канала «Україна», а программы все сплошь куплены в России. Дутая, фальшивая Украина. Идеология проста и работает отнюдь не со вчерашнего дня. Её суть: настоящей культурой украинского этноса (ибо никакой нации в таком случае нет и быть не может) является великорусская, производимая в имперском центре. А малороссийская, местная (местечковая) обслуживает по­требности более низкого порядка и способствует восприятию себя как исключительно этнического тела, ограниченного во времени и пространстве.

За эти ограничения и хотелось всегда вырваться. Потому жители Украины и уезжали, как только чувствовали в себе способность на большее. Реализоваться в Украине они вряд ли смогли бы. Известно, Голливуд в значительной степени создали украинские и российские евреи. Да и выходцев из собственно украинских семей среди них немало. Например, знаменитый режиссёр Эдуард Дмытрык («Молодые львы» и другие  фильмы). Или актёры Джек Пеланс (Пралагнюк), Майк Мазурки и Джон Годяк. А режиссёр Евген Деслав («Марш машин», «Электрические ночи») стал одним из ведущих авангардистов французского кино 1920-30-х годов.

Примеров много. Вот — из новейших времён. Кто делает погоду в российской анимации последних 20 лет? Режиссёр Александр Татарский («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и другие мультфильмы). А в анимации американской? Игорь Ковалёв («Его жена курица», «Андрей Свислоцкий»). Оба — воспитанники киевской школы, оба говорят, что не прочь  вернуться, да только куда? В одном интервью Татарский объяснял: «Как-то я сказал одному успешному американскому продюсеру: «Если бы я родился в США и был на твоем месте, я стал бы втрое успешнее тебя. Если бы ты был на моём месте, ты бы просто повесился». А что — так оно и было бы: разве может американец понять наши реалии? У нас сплошная борьба с трудностями, которые мы сами себе и создаём. Плюс коррупция, плюс азиатская клановость, когда делят всё — от постановок до государственных премий.

Лучше всего, активнее всего унавоживаем мы грунт российского кино. Сейчас киноиндустрия великого соседа снова раскручивает свой маховик и заглатывает новых и новых людей. Для кого дровишки? Для соседа… Мы ему всегда подмочь готовы. Теперь на россиян можно работать и не покидая родимый дом — они сами к нам приехали. Погостить. Быть может, навсегда. И правильно делают. Украинцы просто необыкновенны: сам не гам, а другому дам. И вопрос с языком сам собою решается. Кто там ещё говорит об украинском — он попросту не нужен, никто о нём не спрашивает, даже в Галичине скоро охота отпадёт задавать наивные вопросы. Такова государственная политика в области кинематографа — не на словах, а на деле.

В такой ситуации младшее поколение осознаёт себя, по преимуществу, ремесленниками, выполняющими «вказівку» продюсеров. Старшее, воспитанное в советские времена, ищет идеологию и возможность надуть щёки — иногда и незаконным способом, скажем, самовольно объявляя себя народным артистом СССР. Комплекс неполноценности, когда нет выбора между «быть» или «казаться».

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.