Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мастер дела боится. В Украине не хватает профессионалов

Украинцам пора научиться работать на себя: стране уже хватает квалифицированных наёмных работников, а вот профессионалов — пока нет
000

Их номера телефонов мы годами храним в записных книжках. Этим стоматологам, массажистам, сантехникам, архитекторам или няням не нужна традиционная реклама. Сарафанный маркетинг, дружеская рекомендация — работа им обеспечена. За такими мастерами своего дела охотятся хедхантеры, им делают интересные предложения крупные компании. Но это у нас.

В английском языке слово professional имеет и такое значение, как советское «частник». Когда речь идёт не только о мастерстве и знании своего дела, но и готовности взять на себя полную, в том числе финансовую, ответственность за результат. Так вот, в этом смысле профессионалов в Украине катастрофически мало. В основном это высококвалифицированные, но наёмные работники. Они делают своё дело, директора и владельцы бизнеса управляют деньгами. Ответственность разделена так, чтобы в случае чего виноват был второй. Хотя, если вспомнить пример того же Стива Джобса, который и работал, и вкладывал деньги в своё дело, вырисовывается совершенно другой уровень ответственности, мотивации и, естественно, результата.

 Изучая истории успеха современных украинцев, невозможно избавиться от ощущения, что большинство из них — просто везунчики, оказавшиеся в нужное время в нужном месте

Именно эту психосоциальную нагрузку — обучить людей ответственной зрелости, вместо того чтобы поощрять их инфантильное отношение к работе не на себя, — в Украине несёт многострадальный малый бизнес. Точнее, должен был бы нести. Но пока политика государства по отношению к этой сфере прозрачна и прямолинейна: систему самообеспечения людей лучше не развивать и не поддерживать.

Да и культа профессионализма у нас, скажем прямо, нет. Есть культ успеха. При этом, изучая раскрученные карьерные истории современных украинцев, невозможно избавиться от ощущения, что большинство из них — просто везунчики, оказавшиеся в нужное время в нужном месте. И даже если это только иллюзия, то она реально существует у многих, приумножая число несчастных людей. Они обесценивают свои способности и желания. Это, как бы странно ни звучало, оказывает непосредственное влияние на качество товаров и услуг в стране и экономику в целом. Известно же, что несчастные люди трудятся из рук вон плохо. А в Украине недовольных свой работой большинство. По данным опроса портала по трудоустройству rabota.ua, 66% украинцев мечтают сменить место работы. А исследование Института по вопросам труда и квалификации Дуйсбурга и вовсе показало: Украина входит в пятёрку стран Европы с самыми недовольными работниками.

Система работы из-под начальственной, родительской или государственной палки с каждым годом становится всё менее и менее эффективной. Создатель самой известной в мире сети ресторанов быстрого питания McDonald’s Рэй Крок говорил: «Если вы хотите сделать хорошую закусочную, вам нужно нанять людей, которые с удовольствием будут жарить гамбургеры». У нас же жарить гамбургеры, чинить телефоны, работать продажниками или копирайтерами людям не нравится. Внушённые невротические амбиции, игнорирование собственных потребностей мешают почувствовать мышечное, интеллектуальное и эстетическое удовольствие от труда. Причём даже не от достижений, а от самого процесса.

Если вы заняты делом, которое не приносит ни нобелевских результатов, ни сверхвысокого заработка, то стоит волноваться только в том случае, если оно, дело, вас попросту раздражает. Вот тогда точно нет ни одной причины им заниматься. И наоборот, понимание, что вы любите свою работу, — достаточное основание не чувствовать себя неудачником. Любые деньги зарабатываются с единственной целью — достичь эмоционального комфорта. А вам-то уже хорошо! Достаточно просто ощутить эту грань, что важно не то, сколько ты зарабатываешь, важнее — как.

И эта схема работает не только для среднестатистического офисного работника. Профессиональные фантазии ограничены даже у VIP-отпрысков. Сын французского президента может быть диджеем. И даже зарабатывать на этом немалые деньги. Но дети наших власть имущих, независимо от их способностей и желаний, становятся исключительно бизнесменами или чиновниками. Ко мне часто обращаются родители абитуриентов с вопросом: какая профессия приносит сейчас деньги и успех? Мой ответ их всегда разочаровывает: та, которая нравится и к которой есть способности.

Многие несчастливы только потому, что уверены: их предназначение заниматься чем-то другим, более значимым. А нынешнее занятие не считают ни призванием, ни делом, достойным себя. Хотя для процветания в современной экономике жизненно необходимы и счастливые официанты, и счастливые продавцы, и счастливые тренеры. Необходима критическая масса свободных, креативных и по-настоящему радостных людей. И уверенность, что счастливый человек живёт куда более качественно, чем «успешный».

Поэтому нужно культивировать в себе профессионализм как самоценность. Он тесно связан с ощущением счастья. В стране давно не хватает такой социальной системы, в которой уважение к профессионализму во всех его проявлениях будет давать возможность реализовать себя и чувствовать себя полезным и важным каждому человеку. Только тогда у нас будет больше хороших кафе, торговых фирм и даже политических партий. И, соответственно, денег тоже будет больше.

Алевтина Шевченко, психолог

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.