Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

В Украине лишь посмеиваются над искусством

Современному искусству так и не удалось обосноваться в Украине, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака
000

Представители современного искусства страдают от комплекса неполноценности. Гордое понятие «художник-пророк» и чувство собственного превосходства над толпой уже в прошлом. Эти люди не лечат, не учат и не занимаются никакой другой полезной в общепринятом понимании деятельностью. Мнение о том, что в нашей стране без культурных запросов покупают искусство – всего лишь миф. Более того, художники живут в режиме постоянной траты: времени и денег ради того, чтобы заниматься любимым делом. Такой профессии здесь-и-сейчас не существует. Есть, конечно, молодые люди, которые обеспечили себе «грантовое» существование, постоянно находясь за рубежом. Но, по большому счету, быть художником сегодня – очень дорого. Эти люди, к тому же, мучимы избыточной социальной совестливостью – им кажется, что окружающие их не понимают и не принимают, считая «социальными отбросами». Почему? Да потому, что причин почувствовать свою «ненужность» больше, чем может показаться на первый взгляд.

У нас продолжают говорить о современном искусстве, посмеиваясь, и никто даже не надеется, что оно сможет обрести здесь давно заслуженный, ощутимый статус

Во-первых, современному искусству так и не удалось обосноваться в Украине. Хотя на это ушло более двадцати лет. У нас в стране contemporary art существует «на птичьих правах», как призрак, который вроде и есть, но не считается нужным. Это «вражеский» агент глобализации, а культурная политика Украины архаична до смешного – зачем ей это бунтарское, инновационное мышление?

У нас продолжают говорить о современном искусстве, посмеиваясь, и никто даже не надеется, что оно сможет обрести здесь давно заслуженный, ощутимый статус. В редких случаях удается «выбить» поддержку из госбюджета на престижные масштабные выставки, такие как прошлогодняя Арсенале-2012, организованная «Мыстецьким Арсеналом». Впрочем, для бюрократов это всего лишь пускание пыли в глаза, пресловутый wow-фактор. Киевская биеннале, несмотря на явные организационные «ляпы» (к примеру, на открытии еще не были инсталлированы все работы), прошла в помпезном формате, якобы подтверждающем, что у нас все отлично. На самом деле, эта дутая помпезность и громадные бюджеты, выделенные для того, чтобы привезти азиатских и прочих модных звезд арт-сцены никак не меняют печальное «безденежное» состояние дел в украинском искусстве, при этом работают на пиар организаторов события. Масштабные частные инициативы, вроде PinchukArtCentre, тоже влияют преимущественно на пиар собственных владельцев. Виктор Пинчук, который попадает далеко не на последние места в рейтингах самых престижных деятелей арт-мира, не мелочится, привозя сюда мега-имена. Например, последняя выставка «выморочной» живописи Дэмиэна Херста. Живопись худшего качества вообразить сложно, зато какое громкое имя – куда до него нашим Савадовым, Цаголовым, Маковым, которые ютятся в специальном «украинском гетто». Под отечественное искусство в PinchukArtCentre отведена маленькая экспозиционная комнатка на периферии, project-room – вот вам процентное соотношение глобального и локального интересов. Развитие художественной среды, системную поддержку проектной деятельности инициирует фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» – это единственное место, куда еще можно обратиться за финансированием независимых арт-проектов. Но этого крайне мало, поскольку конкуренция чрезвычайно высока.

Про украинский арт-рынок часто пишут в приподнято-оптимистичном тоне, в то время как галереи закрываются, а аукционы сворачивают продажи. Развенчан еще один миф, дескать, современное искусство востребовано. Топ-менеджеры и «белые воротнички» в результате финансового кризиса перестали покупать предметы искусства, хотя, только они его по-настоящему и понимали. А среди богатых людей, по-прежнему с головой погруженных в консюмеризм, спрос и внутренний резонанс с этим странным современным искусством так и не сформировался – коллекционеров единицы. Люди еще не насытились материальным. Ведь что такое современное искусство – это бунт против всех, дарящий ощущение внутренней свободы, в который, кстати, любят поиграть капиталисты с традициями. Это, как говорят психоаналитики, жест «вторичной идентификации» – ты символически отрекаешься от интересов капитала, своего социального страта в пользу собственного «Я». Современное искусство дарит то ощущение свободы, которого не дают никакие деньги.

Фокус.ua

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.