Зачем Фирташу Интер

В чем весь смысл игры вокруг телеканала Интер, пишет на Фокус.ua шеф-редактор изданий проекта "Телекритика" Наталья Лигачева

Related video

Существует две версии, почему Валерий Хорошковский продал 100% акций компании Inter Media Group Limited Дмитрию Фирташу. Первая: мощный пропагандистский ресурс у "ослушника" Валерия Ивановича отобрала Семья президента Януковича. Согласно этой версии, Интер должен сыграть важную роль в подготовке к выборам в 2015 году. Вторая: давние партнеры таким образом спасают свой бизнес от растущих аппетитов все той же Семьи, и не только медийный.

Вне зависимости от мотивов участников сделки "Фирташ –Хорошковский", редакционная политика "Интера" в ближайшее время претерпит изменения в сторону большей лояльности к власти

Очень показательным и доказательным в этом случае стало и участие семи телеканалов – Первого национального, Интера, ICTV, СТБ, Нового и 5-го канала, а также Украины в проекте Меморандума "Открытые новости для честных выборов". Годами собственники и топ-менеджеры телеканалов или игнорировали, или агрессивно огрызались в адрес результатов мониторингов качества теленовостей, которые много лет проводятся в Украине рядом общественных организаций. И вдруг накануне парламентских выборов-2012 упомянутые телеканалы решились на сотрудничество с общественностью. При этом телеканалы готовы были принять во внимание, прежде всего, данные мониторингов об обеспечении равного доступа всех участников избирательного процесса к их эфирам.

Конечно, можно объяснить неожиданную готовность Валерия Хорошковского, Виктора Пинчука и Рината Ахметова поучаствовать в проекте Меморандума желанием получить возможность заработать на политической скрытой рекламе. Масштабы присутствия джинсы в СМИ возрастают в разы именно во время выборов. Во времена оранжевых за попадание в эфир приходилось платить всем, не исключая провластные "Нашу Украину" и "Батькивщину". Нынче же бело-голубые просто обложили телеканалы "данью лояльности", включив в нее и обязательное условие: неугодные противники в эфире вовсе не должны появляться. Даже за большие суммы. В такой ситуации прикрыться стандартами журналистики и поддержкой идеи Меморандума западными структурами, и таким образом получить возможность все же заработать на выборах, было весьма логично. Однако даже если олигархами и впрямь двигал лишь столь прозаичный интерес джинсового заработка, вне других возможных – как, например, показать способность вести "свою игру", попытки диверсифицировать результаты выборов etc., – все равно он свидетельствовал о желании хотя бы в этом противостоять Семье.

Впрочем, понять весь смысл игры вокруг Интера нам, очевидно, представится возможность даже не после первых назначений в менеджменте, редакционном и наблюдательном советах канала (внеочередное собрание акционеров назначено на 14 февраля). А, судя по всему, только в канун выборов-2015.

Сейчас понятно другое: вне зависимости от мотивов участников сделки "Фирташ –Хорошковский", редакционная политика "Интера" в ближайшее время претерпит изменения в сторону большей лояльности к власти. Фальстарт даже в случае затаенной фронды участникам тандема явно не нужен и крайне опасен. Вопрос лишь в том, будут ли эти изменения мягкими (показателем чего, скажем, может стать продолжение сотрудничества с Анной Безулик, недавно стартовавшей на "Интере" в ток-шоу "Справедливость"). Или же канал изменит курс радикальнее, вплоть до сдачи эфира Семье в "аренду". При этом для всех сторон отечественного бизнес-политического "террариума единомышленников" медийный ресурс представляется по-прежнему важным орудием как наступательной, так и оборонительный войны за свои интересы.

Увы, практически все в отечественном медиапространстве зависит лишь от доброй или недоброй воли собственников СМИ и степени их лояльности-нелояльности к власти. Журналистские коллективы традиционных СМИ не являются субъектами медийной реальности, растеряв даже тот потенциал, который был у них до 2006 года. В Украине нет общественного вещания, редакционную политику которого бы формировал общественный запрос. Формирование новой повестки дня в украинском социуме возможно только через новые медиа в интернете. И до тех пор, пока влияние новых медиа на электорат не превзойдет влияния телевидения, в стране нереальны кардинальные изменения.

Так, если мы хотим, чтобы вектор развития не только ТВ, но и других важных сфер определяли не Семьи, не фирташи, пинчуки, хорошковские и прочие олигархи, а мы сами – надо искать альтернативные источники информации и новые формы самоорганизации граждан. Пусть за телеканалы сражаются там, наверху. Эту войну уже давно пора считать не нашей и бороться за свои права созданными собственными руками механизмами.

Фокус.ua