Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Короткометражкам по силам возродить отечественное кино

Украинское кино может спасти короткий метр
000

Когда этот молодой англичанин решил снять свой первый большой фильм, на его счету было три короткометражки и всего шесть тысяч долларов. Ему пришлось совмещать должности сценариста, режиссёра и оператора, а на главную роль в целях экономии взять лучшего друга. Чёрно-белая история о лондонском писателе, который преследует незнакомых людей на улицах, так и не стала явлением, но привлекла внимание экспертов — молодой режиссёр попал на карандаш влиятельных хедхантеров по обе стороны Атлантического океана. Дело было 15 лет назад, лента называлась «Преследование», а многостаночником был Кристофер Нолан.

Обсуждая реалии украинского кино, принято завистливо кивать в сторону северных соседей — там и шальные нефтяные доллары, и газовые амбиции, и крепкая старая школа, и программа государственной поддержки
Дальнейшая его карьера хорошо известна каждому, кто хоть краешком глаза видел современное кино. Фильмы Нолана — «Бэтмены», «Бессонница», «Помни», «Начало» и «Престиж» — собирают миллионы долларов и зрителей.

Считается, что у отечественного кинематографа всего одна, но большая проблема — отсутствие денег. Обсуждая реалии украинского кино, принято завистливо кивать в сторону северных соседей — там и шальные нефтяные доллары, и газовые амбиции, и крепкая старая школа, и программа государственной поддержки. У нас же смешные бюджеты и нешуточная пропасть между сегодняшним днём и пресловутым поэтичным украинским кино второй половины XX века. Деньги, и точка.

В том, что собственное кино — штука необходимая, никто не сомневается. Кинематограф — один из наглядных факторов присутствия государства на карте мира и доказательство того, что культурный слой нации исправно функционирует. Но так как в Украине сложности с более важными первичными государственными признаками, то о кино вспоминают исключительно по большим праздникам. И вот тогда все причастные заводят уже привычную мантру. Тут отлично подойдут слова Мистера Малого: «Дайте денег, и мы подышим». Но так ли это?

Вспомните Нолана и его шесть тысяч долларов. Теоретически о себе можно заявить и без миллионных бюджетов, звёзд и дорогих эффектов. Даже мне, простому зрителю, понятно, что для этого необходимо придумать оригинальную идею, «увидеть» её и воплотить даже с минимальными расходами.

Проще всего, конечно, работать в жанре короткометражного кино. И вот тут Украине уже есть что предложить. Например, «Тир» Тараса Томенко о влюблённом беспризорнике. Режиссёр сам написал сценарий по мотивам реальных событий и сам нашёл исполнителя главной роли — юного Филиппа Добрянского, которого так же бросили родители, как и его героя. Лента не прошла конкурсный отбор на «Молодости», зато была признана на Международном кинофестивале в Берлине. Ещё одна показательная короткометражка — «Подорожні» Игоря Стрембицкого. Это первая украинская картина, которая стала лауреатом Каннского кинофестиваля. Нельзя не упомянуть и другого обладателя Золотой пальмовой ветви в категории «лучший короткометражный фильм». Речь идёт о «Кроссе» режиссёра Марины Вроды — 15-минутной истории о школьном уроке физкультуры. И это ленты, о которых знают многие, а профессионалы, скорее всего, назовут ещё с десяток достойных имён режиссёров и их фильмов.

Лично я к этому списку добавил бы ещё «Инспектора» Ольги Навроцкой. И не потому, что хочу пропиарить. В противном случае сделал бы это раньше — лента появилась год назад. Но я долго тянул с просмотром. Не хотелось. А потом привлёк жанр — украинский фантастический фильм. Надо же. В картине нет чёрно-белого фона, к которому так часто обращаются наши режиссёры. Нет копанок, Чернобыля или упадка. Эта история о том, как Звёздный Инспектор, от чьего решения зависит судьба нашей планеты, случайно попадает в компанию, собравшуюся на даче. Неплохая история. Не без перегибов, конечно, но и без явных провалов. Да, временами не хватало дальнейшего развития сюжета и казалось, что сейчас из-за соседних кустов выйдет Брюс Уиллис, поцелует Инспектора, и они вместе спасут нас, грешных, от астероидов, но пациент скорее жив, чем мёртв.

Мне кажется, что такие ленты как раз и доказывают: реинкарнация украинского кино вполне возможна. Как гражданское общество может начаться с красивого двора и нормального ЖЭКа, так и кино возродится, начав с простых форм, с короткого метра.

Фоззи, участник группы «Танок на майдані Конґо»

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.