Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

На каких чувствах играют художники

Возбудить, вызвать отвращение, заставить ненавидеть — эмоции, на которых играют художники
000

В PinchukArtCentre, который является законодателем моды на современное искусство в Украине, прошло немало зрелищных и тонких выставок. Только из персональных можно вспомнить Аниша Капура, Олафура Элиассона, Гэри Хьюма и Такаши Мураками. Но если у случайных прохожих поинтересоваться, с чем у них ассоциируется этот центр современного искусства, да и само искусство, многие вспомнят или акулу в формальдегиде, или «картины» из дохлых мух Дэмиена Хёрста. Так избирательно наше восприятие — утончённое эстетство проходит мимо. Лучше запоминается чувство отвращения. Этим пытается манипулировать disgust art — искусство, не оставляющее надежды.

Джейк и Динос Чепмены давно стали звёздами, но их попытки заново перевернуть мир не кажутся откровенным способом заработка, как у Хёрста

Эпатаж, выворачивание души наизнанку, внутренние пытки — всё это по-прежнему остаётся самой эффективной рекламой современного искусства. Ещё лет двести назад художники попытались встряхнуть буржуазное «викторианское» сознание и успешно продолжают пинать его. Теперь это любимая ролевая игра между гуру современного искусства и их поклонниками. Радикальность вызова и скандальность выходки сейчас напрямую ассоциируются с популярностью. Самый дорогой товар на рынке искусства — нигилизм — становится респектабельным. А публика в свою очередь жаждет видеть в них исключительно «сумасшедших фриков». Яркий пример — Дэмиен Хёрст, художник-миллионер. Не уступают ему по ценовой политике и братья Чепмены, принадлежащие к той же генерации «молодых британских художников», которых в 90-х поддерживал коллекционер и владелец The Saatchi Gallery Чарльз Саатчи. И хотя молодые уже давно немолоды, к этому кругу респектабельно-нигилистических художников явно благоволит и основатель PinchukArtCentre Виктор Пинчук.

Джейк и Динос Чепмены давно стали звёздами, но их попытки заново перевернуть мир не кажутся откровенным способом заработка, как у Хёрста. Возможно, благодаря неиссякаемому чёрному юмору. Тот факт, что они по-прежнему способны будоражить консервативное сознание, подтверждает закрытая прошлой осенью в Эрмитаже выставка «Конец веселья». Прокуратура Санкт-Петербурга заподозрила их в «религиозном экстремизме» — из-за клоуна Рональда, распятого на кресте. Братья презентовали часть инсталляции «Ад»: в стеклянных коробах, расставленных в виде свастики, — замкнутый круг зла. Насилие порождает насилие — над фашистами в аду издеваются фантастические монстры. В некотором смысле Чепмены вполне традиционны и созвучны классикам-мизантропам, говорящим о порочности человеческой природы. Например, Иерониму Босху, Питеру Брейгелю или Франсиско Гойе, чьи «Ужасы войны» стали прототипом «Ада». И хотя об этом уже немало сказано, повторяться не зазорно, поскольку неофашизм — сегодняшние реалии. Инсталляция с огромными чёрными «мумифицированными» или восставшими из ада скульптурами страшилищ-фашистов со смайликами вместо крестов на повязках, которые совершают комичные и бессмысленные действия, была недавно представлена и в главном проекте Arsenale 2012. Чепмены не изменяют себе, и «адские» работы появятся также в рамках выставки «Цыплёнок» в PinchukArtCentre.

В наблюдениях за безумием времени далеко продвинулся и выставляющийся вместе с Чепменами классик американского видеоарта Тони Оурслер c экспозицией agentic iced etcetera. Воображение этого художника оптимистичным не назовёшь, так как всю жизнь он вдохновляется темой шизофренического расщепления сознания. Сколько тёмных двойников у нашей личности?

Скрытые стороны сознания — мы это или не мы? Он видит в шизофрении «отражение всей сегодняшней культуры». Как правило, Оурслер устраивает жутковато-мистичные, но яркие спектакли из видеоскульптур, проецируя видео на головы-подушки тряпичных кукол. Мне лично любопытно, как в этот мизантропический коктейль впишется молодой художник Алексей Салманов со своей программой «В лесу дешевле».

Но в любом случае весь состав художников гарантирует хоть и сильные, но малоприятные эмоции. Зато знаешь наверняка, с чем имеешь дело.

Виктория Бурлака, арт-критик

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.