Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Как избежать банкротства авиалиний

Власти под силу помочь авиакомпаниям на грани банкротства, и не только им, пишет на Фокус.ua старший юрист международной юридической фирмы «Ноерр» Владимир Якубовский
000

Громкие процессы по делам о банкротстве «Аэросвита» и «Донбассаэро» показали – Украине срочно нужна инструкция по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Правительство занимает выжидательную позицию, хотя может активно повлиять на развитие ситуации путем хеджирования рисков, связанных с колебанием и ростом цен на топливо. Скачки цен на топливо считаются самой распространенной причиной банкротства авиалиний. Горючее – основная статья их расходов. Из 300 компаний –кредиторов «Аэросвита», «Укртатнафте», основному кредитору, принадлежит около 1/4 всех долгов компании.

Авиаперевозки редко бывают прибыльными. Хеджирование рисков, связанных с волатильностью цен на топливо, напрямую не приводит к росту доходов авиакомпании. Но, применив такой финансовый механизм, можно обеспечить стабильность денежного потока и возможность планирования деятельности компании.

Вопрос хеджирования рисков интересует не только авиалинии. Он давно откладывается в долгий ящик и для экспортеров в других сферах деятельности
Мировые эксперты все чаще приходят к выводу, что в хеджировании особенно нуждаются авиалинии на грани банкротства. Для таких перевозчиков важна стабильность денежного потока. Но украинское законодательство пока недостаточно регулирует вопрос хеджирования топлива, конкретнее – такие механизмы как свопы и опционы. Ранее парламент рассматривал законопроект «О производных (деривативах)», но не так давно документ был отозван и снят с рассмотрения. Кроме того, не хватает участников на рынке. Условия и инфраструктура для функционирования рынка деривативных контрактов, где базовым активом было бы авиатопливо, не налажены.

В Украине, например, существует и функционирует «Украинская энергетическая биржа». Если создать необходимую инфраструктуру на базе этой структуры, можно осуществлять сделки по хеджированию рисков при покупке авиатоплива. На сегодняшний день в правилах биржевой торговли «УЭБ» не определены особенности использования товарных деривативов, предметом которых является авиатопливо.

Оставшиеся возможности для хеджирования рисков: заключение форвардных договоров напрямую с поставщиками топлива или хеджирование таких рисков на иностранных биржах. Но украинские поставщики топлива при заключении таких контрактов требуют чрезмерно высокую цену, что делает и этот вариант нерабочим для авиакомпаний.

Участие же украинской авиакомпании на биржах вне территории Украины традиционно вынуждает соблюдать законодательство страны о валютном регулировании. И, по сути, возможность такого участия становится нецелесообразной, поскольку необходимо получать разрешение от Нацбанка при каждой операции. Плюс налоговые вопросы.

Именно здесь должно активизироваться правительство. Власть может предоставить авиалиниям возможность участия на рынках деривативов за границей, где давно существует инфраструктура. Для этого стоит четко определить правила. Это можно осуществить и без ущерба тому же валютному регулированию, выделив, например, отдельные группы компаний, которые могут осуществлять операции по упрощенной процедуре.

Вопрос хеджирования рисков интересует не только авиалинии. Он давно откладывается в долгий ящик и для экспортеров в других сферах деятельности. Ввиду социальной значимости вопроса авиаперевозок – действовать необходимо без промедлений.

Фокус.ua

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.