Как заробитчане воспитывают своих детей по скайпу

В Украине подрастает покинутое поколение — около трех миллионов ребят, чьи родители годами трудятся в России и Европе, общаясь с детьми исключительно по телефону или скайпу

Related video

Их называют социальными сиротами, бабушкиными детьми или беспризорниками. Эти дети остались на попечении родственников, а те, кому повезло меньше, попали под опеку государства, в интернат. Жизнь без родителей заставляет их быстро взрослеть, однако за показной самостоятельностью скрываются боль и обида на маму и папу, но вместе с тем и страх, что те уже никогда не вернутся домой.

Истории таких детей и подростков собраны в вышедшей в Украине книге "Мама по скайпу". Здесь нет рассказов со счастливым концом. Проблема заробитчан показана с другой стороны. Речь не о деньгах, документах, плохом государстве или отсутствии рабочих мест. В "Маме по скайпу" говорят о непростых отношениях покинутых детей с их родителями, вынужденными жить и работать за пределами страны.

Ивасик общается с мамой, смотрит на нее с экрана монитора и обиженно спрашивает, а не бросит ли она его так же, как их соседка, которая, как говорят в деревне, вышла замуж за иностранца, родила ему детей, а о "старых" забыла. Мама заверяет, что обязательно вернется из Италии как только выплатит кредит за квартиру. Это призрачное обещание растягивается на годы. И вот "сын уже вырос, а она так и не успела побыть его мамой", пишет автор одной из историй "Мама по скайпу". У другого мальчика, Вадика, мать тоже в Италии. Но она ему не звонит. Поэтому думать о ней ребенку тяжело. И смотреть на ее редкие фотографии из чужой страны, на которых мама кажется счастливее, чем дома, у него нет сил. При этом Вадик продолжает верить, что однажды мама появится на пороге, а он подарит ей дрессированного котенка и устроит настоящее цирковое представление.

Речь не о деньгах, плохом государстве или отсутствии рабочих мест, а о непростых отношениях покинутых детей с их родителями, вынужденными жить и работать за пределами страны

Дети без родителей быстро свыкаются с новой жизнью. Некоторые рады полученной свободе. Никто не следит за тем, когда они возвращаются домой, не напоминает, что необходимо по-обедать и сделать уроки. Эти дети, как правило, одеты и обуты, у них есть новейшие гаджеты, а то и машины с квартирами. У них даже четкая иерархия в зависимости от того, куда родители уехали на заработки. Например, Польша не очень престижна, а вот Италия и Португалия — круче. Счастливчиками считаются те, чьи мама или папа попали в Грецию или Британию, сумев легально устроиться на работу.

Но такие ребята лишены главного — поддер-жки, помощи, доброго слова и совета в нужный момент от самых близких людей. Для них родители, как пишет один из авторов книги, — лишь автомат исполнения желаний, голос в телефонной трубке, обезличенный перевод нескольких сот евро, нечеткий образ на мониторе во время видеозвонков. В результате вчерашние милые дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми, кто-то оказывается на учете в милиции. У этих подростков уже свои правила жизни, многие давно превратились в умелых манипуляторов, готовых конвертировать родительское чувство вины в новые сотни евро.

И даже если представить идеальный вариант, когда семья воссоединяется, то жизнь им все равно отравят — если не детские травмы, так соседские сплетни. В одной из историй "По скайпу" мама девочки Славки согласилась за границей на суррогатное материнство. Женщина рассчитывала достроить дом в родной деревне и дать образование дочери. Вернувшись, она рассказала все мужу и умоляла его простить. Тот простил, но попросил исповедаться в церкви. От местного священника в селе и узнали, чем на самом деле занималась мать Славки. Женщина не выдержала сплетен и повесилась. Муж сжег церковь и сгорел в ней сам. Обозленное общество порой оказывается ничем не лучше государства, превратившего миллионы детей в сирот при живых родителях.

Истории в книге "Мама по скайпу" напомнили мне совсем другие времена. В день смерти Сталина многие российские сайты опубликовали письма ребят, чьи родители отбывали срок в лагерях. По сути, те дети ничем не отличались от нынешних. Они так же скучали по маме, так же не знали, когда увидят родителей, и им так же "мучительно", как написала одна девочка, хотелось с ними встретиться. И они тоже стали социальными сиротами по вине государства. Теперь это называют геноцидом против собственного народа. Словом, которое применимо и к сегодняшней ситуации. Да, речь не о массовом физическом уничтожении, но ведь геноцид — это создание условий, выжить в которых крайне тяжело. Сейчас для многих гастарбайтеров, которые не по своей воле бросили своих детей, их жизнь — тоже лагерь, выбраться из которого и вернуться к привычной семейной жизни им уже вряд ли удастся.

Яна Седова, редактор отдела За рубежом