Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Рейтинги
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Почему нынешняя Венецианская биеннале стала одной из лучших

Впервые на Венецианской биеннале ставка сделана не на звёзд современного искусства, а на его аутсайдеров
000

Нынешняя биеннале современного искусства в Венеции удивляет тем, что проходит без сенсаций, которых автоматически ждёт зритель. Мы едем в Венецию, чтобы не отстать от моды, следить за новыми трендами и открывать новые имена, но в этом году подобного «арт-фаст­фуда» нам не предложили. Молодой куратор интернациональной экспозиции Массимилиано Джионни позволил себе вести со зрителями разговор не на попсовом уровне «модно или не модно», изложив собственную концепцию циркуляции ценностей в искусстве и реальности.

Это одна из лучших биеннале, увиденных мной. Без лишней помпы куратор выставки предлагает свою субъективную версию развития искусства — без мейнстрима

Биеннале наводнили не звёзды, а аутсайдеры — мистики, сумасшедшие, визионеры и мечтатели. Все те, кто находится вне системы искусства, хотя на самом деле его и создаёт. Периодически мейнстрим выделяет маргинальные течения, чтобы выйти из кризисного состояния на новый уровень. Это то, что когда-то Жан Дюбюффе назвал ар брютом — неотёсанным искусством, в котором увидели основной ресурс развития. Исторических работ известных аутсайдеров на биеннале не меньше, чем «новоиспечённого арта». Джионни подвергает сомнению пресловутую актуальность искусства — искусство не устаревает, как вчерашние новости.

Куратора выставки вдохновила идея объять необъятное, построить ещё один «энциклопедический дворец» как метафору неизведанному человеческому сознанию. Он задаётся вопросом: «Неужели весь мир находится в моей голове?» — и сам же утвердительно на него отвечает. «Энциклопедический дворец» — это возникшая десятилетием позже Второй мировой архитектурная утопия художника-самоучки Марино Аурити. Как раз макетом этого гигантского небоскрёба в картинках, который должен был вместить все знания человечества, начинается экспозиция в «Арсенале».

Но самые странные и мистические вещи творились в Итальянском павильоне в Джардини ди Кастелло. Стартует экспозиция с завораживающего иллюстрированного манускрипта «Красной книги» или Liber Novus Карла-Густава Юнга, созданного между 1914-м и 1930-м. Эта книга извест­на немногим. Юнг, основоположник глубинной психологии, так же как и его родители, был медиумом, визионером, оккультистом, слышал голоса и общался с мёртвыми. Как и большинство визионеров, представленных Джионни в этой экспозиции, он искал тонкие взаимосвязи между мистическим пониманием мира и научным. Дальше — больше. Эффектные наброски из серии «индивидуальной космологии» основателя антропософии Рудольфа Штайнера. Красивые карты «Таро Тота», являющиеся энциклопедией оккультных и мифологических представлений, нарисованные ученицей Алистера Кроули Фридой Харрис в конце 30-х годов. В окружении этих исторических артефактов (не всё, что представлено здесь, является искусством по определению, это скорее его духовный исток) и зритель испытывает нетипичное для экспозиции современного искусства состояние трепета.

Рядом с мистическим находится много обсессивного искусства. Обсессия, синдром навязчивого повторения, является, по мнению Джионни, вечным двигателем современного искусства и его вдохновением. Куклы-нимфетки в натуральную величину американского дизайнера и скульптора Мортона Бартлетта. «Ленинградский альбом» художника Евгения Козлова — плод пубертатных эротических фантазий. Жизнь как постоянная игра со смертью — экспрессионизм в интерпретации Марии Ласник. Очень важным акцентом является видео Артура Жмиевского, запечатлевшего арт-терапию для слепых. Экстатические движения ползающих по холсту незрячих людей красноречиво говорят о том, что в творчестве задействовано внутреннее, духовное видение. Та же картина — в «Арсенале»: много шизо-рисунков, шизо-рукоделия, разбавленного ретро-фотографией с размышлениями о человеческом теле. Это поток сознания — и профессиональный, и «терапевтический», который складывается в картину коллективного безумия, реформирующего рутину искусства.

Что до национальных павильонов, то они становятся всё менее интересными. Биеннале в принципе движется к авторитаризму масштабного кураторского проекта, несопоставимого с национальными проектами. Наиболее эффектно выглядела экспозиция Сары Ши (США), которая упорно создаёт стройный космос из хаоса повседневных бытовых мелочей. В Бельгийском павильоне впечатлила скульптура Берлинде де Брюкер — то ли поваленное дерево, то ли кости доисторического животного. Но пальму первенства хотелось бы отдать видео «Воркшоп» Джилада Ратмана (Израиль). И опять арт-терапия: люди с явными психическими и физическими отклонениями лепят из глины свой автопортрет. В голову скульптуры вмонтирован микрофон: больные пытаются найти общий язык с самими собой.

Это одна из лучших биеннале, увиденных мной. Без лишней помпы куратор выставки предлагает свою субъективную версию развития искусства — без мейнстрима. Искусства, в котором прежде всего отражается душа, психе.

Виктория Бурлака, арт-критик

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.