Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Как заставить парламент принимать нужные законы

Бизнес в Украине нуждается в поддержке, и европейские лоббисты готовы здесь работать. Если бы не два но: в стране по-прежнему доверяют лишь коррупционным схемам и верят, что внутренняя политика зависит от удачно выбранного президента, пишет на Фокус.ua партнёр Правовой группы «Павленко и Побережнюк», адвокат Александра Павленко
000

Сайт парламента пестрит новыми законопроектами, которые якобы призваны облегчить ведение бизнеса в стране. Юристы от этих документов, как правило, приходят в ужас. Или наоборот, вдохновившись выгодными нормами, ждут голосования, а затем с грустью наблюдают, как радикально меняются тексты от чтения к чтению.

В основе законодательного процесса в Украине ничего и никого нет. Только отдельные персонажи могут добиться желаемого. Чем ограничен или повязан украинский парламентарий? Создаётся впечатление, что депутат никому ничего не должен, а уж писать законы, реагируя, например, на потребности рынка и его представителей, стоящих с плакатами за окном, тем более. Диалога между властью и бизнесом – нет. И это в то время, когда каждый европейский юрист понимает, что влияние на законодательство, которое может облегчить жизнь предпринимателям более чем реально.

В Евросоюзе тоже все не идеально, однако есть главное преимущество – легальная система отношений бизнеса и власти. В Европе достаточно много лоббистских организаций, работающих открыто, декларируя свои доходы и связи.

Создаётся впечатление, что депутат никому ничего не должен, а уж писать законы, реагируя, например, на потребности рынка и его представителей, стоящих с плакатами за окном, тем более.

Смешно? Отнюдь. Коррупции там места нет, поскольку эта схема и влияние на принятие решений урегулированы законодательством. Каждый парламентарий понимает, что вступает в прозрачные отношения и это его работа. Кроме того, все депутаты и комиссионеры разделены по специализациям и их прямой обязанностью является реагирование на потребности бизнеса.

Будучи на встрече в одной из самых известных лоббистских компаний Европы, обратила внимание на то, как они деликатно относятся к нашему «правильному пониманию их тактики работы». Упрощая весь алгоритм, приведу лишь три ключевых элемента в реализации проекта: информационная волна относительно важности того или иного нового нормативного акта, сотрудничество с сектором власти и получение результата.

В разрезе того самого «понимания процесса» мы долго общались о практике работы в лоббистских проектах с заказчиками из постсоветских стран. Чаще всего «наш» заказчик говорит только о последнем элементе этой цепочки и готов увеличивать бюджет только ради того, чтобы поскорее и без формальностей (именно так оцениваются нашим бизнесом два первых, с их точки зрения ненужных, элемента). В ответ на подобные предложения глава одной из лоббистских фирм Брюсселя говорит: «Мы не работаем с «3», мы работаем только с «1+2+3». И те, кто готов играть по правилам прозрачности, получает максимальный результат».

Также при Еврокомиссии существует открытый реестр лоббистских организаций, среди которых сотни структур, включая некоммерческие, занимающихся разными вопросами: от торговых квот и поставок продукции в страны ЕС до проблем загрязнения водоемов. Лоббируются сотни и тысячи интересов, проводятся целые кампании и исследования по необходимости внедрения тех или иных нормативных изменений. На один проект уходит немало времени, однако в результате получается новый законодательный акт, подкрепленный солидной аргументацией. Отмена принятого решения Европарламентом также возможна лишь при весомых аргументах. И если такое случается, то к моменту проведения изменений предприниматели уже готовы к ним.

За время пребывания в Брюсселе услышала несколько ключевых фраз: «Все хотят работать с Восточной Европой, бизнес там нуждается в поддержке, но мы не придем к вам сами, потому что знаем – вы закрыты и по-прежнему верите, что внутренняя политика зависит от удачно выбранного Президента».

По дороге в аэропорт думала о том, что заказы в сфере «public affairs» и «government relation» в Украине действительно немногочисленны, а те, которые поступают, в основном приходят от компаний с иностранными инвестициями. Когда мы предлагаем на встречах с клиентами рассмотреть тот или иной международный инструмент влияния, заказчик боится принимать решение, поскольку не хочет быть первопроходцем. Пора, видимо, рискнуть и переступить эту черту. Мы же часть Европы.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.