Закон о векселях возвращает Украину в 90-е

Закон о векселях возвращает Украину в 90-е, когда процветали коррупционные схемы, откаты и разворовывание бюджетных средств

Related video

Для власти последняя рабочая неделя парламента накануне летних каникул выдалась хлебной. Большинству удалось продавить пакет вексельных законопроектов, которые открыли правительству возможность залатать дыры в бюджете иллюзией платежеспособности, квазиденьгами. Документ дает Кабинету министров право реструктуризировать бюджетную задолженность по расходной части путем выдачи казначейских векселей.

Для чего нужен такой закон? Причин несколько, и все не от хорошей жизни. Во-первых, у страны банально нет денег. Уже не раз говорилось о том, что казначейство блокирует платежи в местные бюджеты. Падение ВВП продолжается четвертый квартал подряд, спад промышленного производства — ровно год. Дефицит бюджета в январе — мае 2013 года по сравнению с январем — маем 2012-го вырос в 5,05 раза — до 18,488 млн гривен, согласно данным Минфина. В бюджете был запланирован рост ВВП на 3,9%, но уже в I квартале зафиксировано падение на 1,1%. Разрыв в 5%, и каждый процент этого разрыва означает минус 4 млрд гривен из казны.

Во-вторых, в законопроекте присутствует явный коррупционный интерес. Правительство в обход Нацбанка получило право печатать квазиденьги — векселя-фантики, которые можно купить за "откат", а в бюджет продать за полную цену. Теперь власть будет рассчитываться с предпринимателями не деньгами из государственного кошелька, а векселями. И вскоре главной проблемой для них станет то, как, собственно, эти векселя перевести в деньги. Уже очевидно: за "обмен" придется платить.

Как показывает опыт 90-х, коррупционные откаты легко могут превысить 50%. Тогда шанс погасить казначейские векселя на 100% был минимальным, поэтому ничего не оставалось, кроме как продавать бумажки со значительным дисконтом компаниям-посредникам. После отказа от векселей правительство дважды выпускало НДС-облигации для реструктуризации долга по возмещению НДС. Еще в конце 2012-го премьер Николай Азаров планировал очередной такой выпуск, однако затем от этой схемы отказались в пользу векселей. Несмотря на декоративные изменения в законопроекте, по-прежнему есть угроза, что предприниматели будут сдавать бумажки "со скидкой".

Также существует большая угроза, что вернуть бумажные деньги смогут только люди, близкие к власти. И это приведет не к решению вопросов бюджета, а, наоборот, к воровству и незаконным расходам. Первые, кто пострадает, — предприятия-экспортеры.

Конечно, на короткий период векселя создадут иллюзию улучшений в экономике без раскручивания инфляции. Но кризис от этого лишь усугубится. Вместо жесткой терапии больной экономике предлагается припарка, прикрывающая коррупционное распределение средств.
Показательно, что власти нечего было сказать в защиту векселей. Первый вице-премьер Сергей Арбузов пообещал объяснить плюсы закона депутатам "в личной беседе". В Кабмине толкуют об увеличении оборотных средств, но цена таким разговорам невелика.

Также не радует тот факт, что векселя планируют выпускать на срок до пяти лет, а погасить их можно будет раньше в счет оплаты налоговых обязательств. Это повышает мотивацию вымогательства для налоговой. Там будут предъявлять предпринимателям претензии, рассчитывая, что те будут судиться не так активно, как за деньги, ведь их можно погасить "фантиками".

Помимо коррупционного, присутствует и политический интерес. Власть берет под контроль все крупные средства в стране, максимально ограничивая объем денежной массы, которую она не контролирует. Имея право на "тому дам, а этому не дам", можно будет еще жестче проверять бизнес.

Да, в стране нет денег. Но эту проблему можно решить. Как? Ответ универсален: меньше воровать. В первом полугодии 2013 года в "Вестнике госзакупок" обнародованы данные о тендерах на сумму в 131,94 млрд гривен, за тот же период, но в прошлом году было известно о тендерах на 307,75 млрд гривен. Благодаря недавним изменениям в законе о госзакупках, компании получили возможность не публиковать информацию о проведении тендеров за собственные средства. Этой возможностью уже воспользовались такие крупные предприятия, как Одесский припортовый завод, "Турбоатом", "Электротяжмаш", "Киевгорстрой" и "Укрзализныця". По данным СБУ, теперь от 50 до 75% бюджетных ассигнований во время процедур госзакупок осваивается с многочисленными нарушениями. Из-за коррупционных сделок в этой сфере убытки бюджета составляют 10–15%, а это 35–52,5 млрд гривен. Суммы впечатляют.

Поэтому необходимо не вводить еще один коррупционный механизм, как это делает правительство, а уничтожать уже существующие и отработанные схемы.

Андрей Пышный
первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам регламента, народный депутат от фракции Батькивщина