На карту поставлена судьба украинской экономики

Главный финансовый документ страны на 2013 год оказался слишком оптимистичным, из-за чего принятие бюджета на 2014-й может затянуться

Related video

На минувшей неделе правительство направило в парламент проект госбюджета на 2014 год. Важный для страны документ прошел регистрацию в Верховной Раде, но сразу после этого вернулся назад в Кабмин. В ведомстве объяснили, мол, многие аспекты еще необходимо уточнить.
При этом ни со "многими аспектами", ни без них текста документа до сих пор нет. Его не смог найти даже я, народный депутат. Хотя начал поиски сразу же после принятия проекта правительством 11 сентября. Это ли не прямое нарушение бюджетного кодекса, когда до 15 сентября документа фактически нет в парламенте?

Как страна может развиваться, защищать себя в условиях мирового кризиса, в торговых войнах, привлекать инвестиции, если нет реального, сбалансированного, а не нарисованного закона о госбюджете?

Конечно, подобная игра в наперстки — не ноу-хау кабминовских чиновников. Такой почерк, видимо, становится традицией. Плохой традицией. Годом ранее была проведена похожая спецоперация. Проект бюджета-2013 согласно Бюджетному кодексу также внесли в парламент до 15 сентября. Затем правительство его "усиленно дорабатывало", и прошлый созыв ВР принял документ ночью, "под занавес", в последний день своей работы. В зале присутствовало всего около полусотни депутатов. Они без обсуждений проголосовали фактически за обложку.

В этом году нет даже обложки. Похоже, в Кабмине рассчитывают провернуть тот же трюк. Мой прогноз: не удастся по ряду серьезных причин. И главная из них — не другой состав парламента, а итоги выполнения бюджета 2013 года, который также был принят с грубыми нарушениями.

Падение промышленного производства в августе, по сравнению с прошлым годом, составило 5,4%, в мае — 9,3%. И прогнозов роста не предвидится. Дефицит бюджета по итогу текущего года может достичь 100 млрд грн. Заявленный правительством показатель роста ВВП в 2013-м на уровне 3,4% по самым оптимистическим оценкам ожидается вдвое меньший. Иссякают золотовалютные резервы Нацбанка. Ситуацию усугубляет отток иностранных инвестиций.

Обычным делом стала задержка платежей в казначействе не только по проектам развития, но и по обеспечению таких социально важных для государства сфер, как образование и медицина. Все это результат провальной бюджетной и экономической политики. При таком подходе в следующем году могут оказаться под угрозой социальные выплаты незащищенным категориям населения — инвалидам, ветеранам, пенсионерам, многодетным семьям.

Украина погружается в рецессию. И об этом предупреждают не только оппозиция и независимые эксперты. Это прекрасно понимают и в парламентской фракции Партии регионов. А значит, уровень напряжения в сессионном зале при рассмотрении госбюджета на 2014 год будет очень высок.

На карту поставлена судьба украинской экономики. Как страна может развиваться, защищать себя в условиях мирового кризиса, в торговых войнах, привлекать инвестиции, если нет реального, сбалансированного, а не нарисованного закона о госбюджете?

Я уже не говорю о среднесрочном бюджетном планировании на несколько лет вперед, которое обещал президент в своей программе реформ. Кстати, так же, как и системное оздоровление государственных финансов.

В итоге все вышло с точностью до наоборот. Сфера государственных и публичных финансов разрушена. Введение вексельных расчетов — главное тому доказательство. Если вместо денег государство предлагает вексель — это первый признак пустой казны. Чтобы ее наполнить, нужно создавать реальные условия для развития экономики, поддерживать национального производителя, привлекать инвесторов. Но вместо этого процветает лоббизм и коррупция. Чего только стоят тендеры по госзакупкам с одним участником, дорогие ремонты в судах и прокуратуре, ежегодное увеличение расходов на содержание первых лиц государства.

Убежден, что правительство должно нести ответственность, а президент — принять необходимые решения. В том числе и кадровые. Иначе вся полнота ответственности ляжет на него. Ведь следующий год предвыборный, когда обществу нужно будет давать отчет за свою деятельность на посту главы государства. Среди прочего и за бюджет, которого нет.

Андрей Пышный, первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам регламента, народный депутат от фракции Батькивщина