Какое будущее ждет украинскую экономику

Экономическая стагнация позволяет власти выжить

Related video

В своих прогнозах правительство вновь пытается навязать идею неизбежности экономического роста в Украине в ближайшей перспективе. И это на фоне усиливающихся кризисных проявлений и рисков. Неужели чиновники рассчитывают, что нынешняя отрицательная экономическая динамика создаст базис для позитивных показателей как-нибудь потом — чем ниже упадем в нынешнем году, тем легче показать рост в будущем.

Докризисная украинская модель роста, основанная на экспортной экспансии товаров с низкой добавленной стоимостью, безнадежно устарела

Для экономического роста должны быть предпосылки. А их нет. Когда мир начнет преодолевать стагнацию, драйверами роста станут совершенно иные факторы, нежели раньше. Потому что докризисное развитие было во многом обусловлено наличием "легких" и "дешевых" ресурсов, а сейчас они отсутствуют. Вот и докризисная украинская модель роста, основанная на экспортной экспансии товаров с низкой добавленной стоимостью, безнадежно устарела. Она не сработает ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Не сработает и потребительская модель — как домашние хозяйства, так и государственный сектор уже расходуют на потребление свыше 90% ВВП, и дальнейший рост потребления практически невозможен вследствие крайне низкого жизненного уровня населения (средняя зарплата в Украине не превышает $400).

Чтобы сформировать даже умеренный рост национального продукта (на уровне 3–4%, заявленных правительством), необходимы значительные капиталовложения уже в 2013 году. Доля инвестиций в структуре ВВП должна быть не менее 20–22%. Однако на практике вложения в основной капитал в первом полугодии, наоборот, сокращались. Стагнация есть стагнация.

И у этого явления множество обличий и побочных эффектов. Например, дорогие денежные ресурсы не дают оснований для ожидания роста кредитного портфеля банковской системы, а отсутствие платежеспособных заемщиков и ужесточение условий получения кредитов приводят к сворачиванию инвестиций. И это на фоне технологической слабости (износ основных средств в стране достигает 70–80%). Ничто не предвещает ни изменений в структуре производства, ни инвестиционной экспансии. А значит, позиции отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках не улучшатся.

Еще одна болезнь — долги. Накопление внешних и внутренних долговых обязательств (напомним: краткосрочный внешний государственный и частный долг Украины достиг $62 млрд, что втрое превышает уровень валовых резервов НБУ), невозможность рассчитаться по ним без новых займов усугубляют преддефолтное состояние в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Что могло бы спасти ситуацию? В нашем случае только наращивание инвестиций дает шанс на экономическое восстановление. Как бы банально это ни звучало, лишь формирование благоприятных условий для инвестиций (причем срочно: перемены должны произойти еще в 2013 году) — вот необходимая предпосылка устойчивого развития страны в ближайшие годы.

Среди таких условий — прозрачность и открытость как инвестиционных процессов, так и формирования собственности, именно собственности в ее классическом понимании. В Украине же в последние годы происходит безусловная концентрация собственности в руках нескольких олигархических групп. В результате имеем вытеснение не только иностранных, но и внутренних инвесторов, отсутствие стимулов к модернизации и обновлению, ухудшение финансовых результатов украинских предприятий. Не стоит ожидать, что в такой экосистеме прорастут новые конкурентоспособные бизнесы. Этот путь ведет не к росту, а к инвестиционному обвалу.

Подведем итог. С одной стороны, в Украине усиливаются негативные тенденции, кризисные риски продолжают возрастать. С другой — крайне слабыми остаются реальные возможности власти проводить смелые реформы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности страны. Однако это не означает, что непременно будет объявлен дефолт или нас ждет краховый сценарий.

Скорее наоборот, плоды текущей экономической слабости (под аккомпанемент победных реляций и социальной риторики) дают властям больше шансов самосохранения, чем внедрение реформ. Потому что смелые преобразования — это всегда поначалу больно. Только болезненные "медицинские процедуры" могут привести к выздоровлению. Но непопулярные реформы опасны для власти. Поэтому она их проводить, по всей видимости, не намерена. Так что пока нам больно не будет, будет просто плохо. Наиболее вероятно, что в ближайшие полтора года не следует ожидать ни позитивных изменений, ни экономического краха.

Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова