Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Узость взглядов

Для выхода из Великой депрессии 30-х годов американцы строили дороги, мосты и каналы, создавая рабочие места. Украинские власти перенимать опыт не спешат
000


Ржавые рельсы с клеймом Южнорусского днепровского металлургического общества. На клейме – дата производства: 1913 год. Табличка «МПС СССР» на здании вокзала. Видавшие виды вагоны с надписью «Жёсткий». Билеты, которые фигурно вырезаются ножницами. Семафоры вместо светофоров. 

Это не музей истории железнодорожного транспорта, а вполне действующий транспорт XXI века – одна из двух сохранившихся в Украине узкоколейных железных дорог. Такие же крошечные, почти игрушечные вагоны и тепловозы катают ребятишек на детских железных дорогах во многих крупных городах страны. Но здесь всё по-настоящему. Миниатюрный поезд из одного вагона, плетущийся со скоростью 20 км/ч., – единственный способ для жителей окрестных сёл доехать на рынок в райцентр.

«На общественных работах в США были заняты 3 млн. человек. Украине до таких масштабов далеко»


Поэтому баба Галя уже третий час терпеливо дожидается поезда, поломавшегося где-то в начале пути. Она беспокоится, что в один прекрасный день не дождётся его: узкоколейки в Украине постепенно разбирают, и скоро очередь дойдёт и до этого участка. Вообще-то, намерения благие: заменить узкую колею на привычную широкую и пустить обычные поезда. Но это только на бумаге. «На соседнем участке узкую колею тоже обещали поменять на широкую. И «поменяли»… На никакую», – грустно иронизирует баба Галя. Если подобная «модернизация по-украински» коснётся этого участка, бабе Гале и жителям окрестных сёл придётся туго. В некоторых из этих сёл нет не то что автобусного сообщения, а даже асфальтированных дорог. И, судя по всему, в ближайшее время не появится. 

А ведь эти места нельзя назвать Богом забытыми. Узкоколейку пересекает автобан Киев – Одесса, и в полукилометре от станции пассажиры дорогих авто обедают в придорожных ресторанах. А ещё не так давно по узкоколейке ходили даже грузовые поезда. Например, на соседний сахарный завод. «А сейчас от него только труба и контора осталась», – грустит баба Галя. На вопрос, зачем нужна контора, если завода нет, баба Галя рассуждает: «Ну, наверное, трубу охранять». 

Но сейчас самое время не охранять, а восстанавливать обветшалую инфраструктуру. Даже из школьного курса истории известно, что общественные работы по строительству мостов, дорог и каналов в 30-е годы помогли Америке справиться с безработицей и в конечном счёте выйти из Великой депрессии. Заняться ремонтом железных дорог советуют и учёные (интервью Анатолия Гальчинского). 

Вообще-то, в антикризисном пакете о строительстве дорог упоминается. А премьер Юлия Тимошенко заявила, что «мечтает и верит», что дороги к Евро-2012 будут соответствовать евростандартам. Но масштабы нужны не те. В США восстановлением инфраструктуры занимались сразу две организации – Администрация общественных работ и Администрация гражданских работ. А на ударных стройках были одновременно заняты более 3 млн. человек – 2,5% населения страны. В Украине же пока – с точностью до наоборот. Например, из-за нехватки денег на неопределённый срок приостановили строительство депо для скоростных поездов Pendolino, которыми министр транспорта Иосиф Винский обещает порадовать украинцев к заветному 2012 году. 

Пассажиры крошечного вагончика вряд ли слышали о таких поездах. Зато финансовый кризис и сюда уже докатился. «Зачем мне такой банк, если я не могу снять свои деньги?», – возмущается молодой железнодорожник. Дискуссия заканчивается суровым вердиктом: всех депутатов – к стенке. Ещё через полчаса вагонных споров список приговорённых к высшей мере дополняют президентом и правительством. 

Но осуждённые народным судом не спешат искупать свою вину. Проносясь мимо по Одесской трассе, они даже не замечают узкоколейку – от случайных взглядов автомобилистов её отделяет шумозащитная стена. Параллельные миры не пересекаются.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.