Брат у ворот. Почему Россия не нападет на Украину

Никто не задумывался, почему все же началась Вторая мировая война? Почему западные страны, согласившиеся и с аншлюсом Австрии, и с разделением и последующим исчезновением Чехословакии, были вынуждены вступить в войну, когда Германия напала на Польшу?

AP
AP
Related video

А потому что Польша была связана с Великобританией и Францией системой взаимных военных обязательств и гарантий, которыми просто нельзя было пренебречь — они подрывали саму систему безопасности европейского континента. К тому же и в Австрии, и в Чехословакии были сильны пронемецкие силы, и теплилась надежда, что фактический отказ от защиты Чехословакии в Мюнхене остановит Гитлера в его продвижении по Европе. Нападение на Польшу показало, что останавливаться фюрер не собирается, и поэтому обязательства перед Польшей оказались куда более священны, чем обязательства перед Чехословакией.

С Украиной все гораздо серьезнее. В декабре 1994 года США, Россия, Великобритания и Украина подписали соглашение о гарантиях независимости и территориальной целостности Украины в обмен на ее отказ от элементов ядерного оружия, имевшихся на территории страны. Это соглашение, кстати, уже нарушено Владимиром Путиным: в нем есть обязательство "воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода". Так что когда Москва пугала Киев экономическими санкциями в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, она фактически осуществляла это самое экономическое принуждение.

Но военное вмешательство — куда более серьезная вещь. Гаранты заявили, что "подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций".

Таким образом, любое посягательство на территориальную целостность нашей страны со стороны Кремля и появление российских войск на территории Украины будет самым настоящим взрывом в самой системе международного права. И взрывом более серьезным, чем это можно себе представить. Потому что речь идет не просто о гарантиях Украине. Это гарантии стране, добровольно отказывающейся от ядерного оружия. То, что на такую страну затем можно безнаказанно напасть, убедит государства, находящиеся в шаге от создания ядерного оружия, в том, что никакие системы международных гарантий в принципе не работают и единственная гарантия выживания в наше время — бомба. Соединенные Штаты и другие страны Запада уже несколько лет пытаются убедить в обратном Иран, и если они оставят Украину беззащитной, то вся стратегия этого убеждения просто рухнет. И рухнет, между прочим, совершенно справедливо. Потому что в обмен на отказ от ядерного оружия необходимо предлагать защиту суверенитета.

Именно поэтому Соединенные Штаты и Великобритания просто не смогут не отреагировать. Понятно, что их реакция может начаться с дипломатии и экономики, а не с высадки десанта, но в любом случае начнется самая настоящая война. И эта война в случае российской неуступчивости грозит перерасти в горячую фазу.

В Кремле не могут этого не понимать. Если я помню о соглашении, обеспечивающем гарантии украинской территориальной целостности, то как могут забыть о них российские дипломаты? И может ли Владимир Путин пойти на реальное противостояние с Соединенными Штатами в ситуации, когда юридическая позиция Вашингтона будет безупречной, а сам президент России станет восприниматься цивилизованным миром как самый настоящий агрессор, не уважающий международные соглашения?
У меня есть в этом очень большие сомнения. Война — это не программа "Время". Война в Украине — не чеченская война. Кавказ для россиян — чужая земля, хоть и Россия. Украина, пусть она и независимая, куда ближе. Но это, возможно, и не остановило бы российское руководство. А вот соглашение о гарантиях остановит.

Именно поэтому Владимир Путин будет ограничиваться политическим и экономическим давлением на страну, осмелившуюся ослушаться его монаршей воли. Будут раздаваться воинственные заявления, предприниматься попытки дестабилизации ситуации в регионах, в первую очередь в Крыму, усиливаться "пятая колонна" политиков, общественных деятелей и журналистов, предпочитающих новой украинской свободе старое российское рабство. Но российских танков не будет. Не будет просто потому, что российские танки на украинской земле — это третья мировая война.

Виталий Портников, Фокус