Почему Путин не спасет Марабейку

Предложенный Киевом мирный план для Донбасса точнее всего охарактеризовала, как ни странно, официальная Москва, назвав его ультиматумом. Это действительно ультиматум, не оставляющий боевикам пространства для маневра

президент.рф
президент.рф
Related video

В Славянске живет молодая женщина, которая в твиттере выбрала себе смешное имя — Марабейка. Сепаратистка на всю глубину своей 26-летней души. Случайно наткнувшись на ее страничку еще в начале всей этой катавасии, я теперь регулярно, по несколько раз в день заглядываю к Марабейке: как там она? Жива ли? Все ли в порядке с ее маленькой дочкой Лялей? С матерью, которая кормит бойцов на баррикаде, сооруженной совсем недалеко от их дома? С мужем, который на этой баррикаде дежурит?

Марабейка — неплохой человек, тексты ведь с головой выдают пишущего. Она заразительно жизнерадостна, что в кругах единомышленников сделало ее настоящей интернет-звездой. По поводу переговоров в Донецке Марабейка написала так: "Мы не должны вести переговоры с Украиной, ибо Новороссия есть, а Украины нет. Как можно вести переговоры с призраком?"
Такая позиция ничем не отличается от позиции многих людей по эту сторону баррикады, которые не понимают, как можно вести переговоры с представителями несуществующих республик, террористами, да еще при участии таких сомнительных фигур, как Медведчук, Царев и Шуфрич. Кучма, кстати, тоже вполне подозрительный товарищ. "Все пропало! Нас сливают!"

Война не терпит оттенков. Свои — чужие, мы — они, здесь — там, живой — мертвый. Поэтому перемирие и попытка выйти на контакт с другой стороной возвращают в неоднозначную реальность и вызывают подозрения в нечистой игре. Будто война игра чистая.

Предложенный Киевом мирный план точнее всего охарактеризовала, как ни странно, официальная Москва, назвав его ультиматумом. Это действительно ультиматум, не оставляющий боевикам пространства для маневра: быстренько сложили оружие, до этого разговаривать не о чем. И с теми, кто не сложил, тоже не о чем. Очень убедительная и недвусмысленная позиция. Никакой Медведчук или Кучма ее откорректировать не вправе. Только обсудить пути выполнения.

Никого из представителей действующей власти отрядить на встречу в Донецк было нельзя, как по имиджевым, так и по техническим соображениям. С одной стороны, нельзя контачить с самозваными лидерами самозваных образований, наделяя их тем самым несвойственной им легитимностью, с другой — желательно все-таки добиться результата. Такой палочкой, с помощью которой Киев брезгливо потрогал сепаратистов, и стал Леонид Кучма, самый опытный украинский политик и самый, наверное, виновный в том, что произошло. Автор знаменитой формулы "Украина — не Россия" не сделал почти ничего, чтобы часть граждан Украины на третьем десятке независимости страны вдруг не почувствовала противоестественную тягу к смене гражданской ориентации, объявив сначала Крым, а затем и Донбасс таки Россией. А уж заслуги по взращиванию плеяды хищных преемников ему не забудут никогда. В этом смысле фигура переговорщика выбрана даже справедливо, в назидание.

Никаких особых ожиданий от донецкой встречи, ограниченной коридором ультиматума, не было, при этом ее результаты устроили всех. Киев добился заверений в том, что сепаратисты присоединяются к режиму прекращения огня, и тут же получил наглядные свидетельства недоговороспособности этих ребят. Путин продемонстрировал готовность к мирному диалогу, делегировав Виктора Медведчука и Михаила Зурабова, а днем спустя отозвав постановление Совета Федерации, разрешающее применять вооруженные силы России в Украине. Москве кажется, этого будет достаточно, чтобы избежать нового круга санкций. Медведчук, Шуфрич и Царев поиграли в миротворцев, рассчитывая, что это им зачтется при дележе электорального наследства Партии регионов. Хочется верить, что участие представительницы ОБСЕ Хайди Тальявини все же приведет к освобождению взятых в заложники наблюдателей этой организации.

В самом дурацком положении оказались представители "Новороссии". Хороших новостей для них ни у кого не осталось. Да, Путин наверняка продолжит подкидывать им железо и мясо, пока эту возможность окончательно не перекроют украинские войска. А потом… Никакого "потом" у них не просматривается. Либо эвакуация, либо адаптация к "кровавой хунте". Либо героическая или какая получится гибель. Нам бы еще, конечно, хотелось, чтобы дополнительные санкции накрыли Кремль, но мир на востоке важнее. Собственно, это и будет самая досадная новость для Владимира Путина, почище санкций: украинцы больше не воюют.

Марабейка смеется: пообещала мужу, когда все закончится, еще одну лялю. "Когда победим". Не победите, Марабейка. Останьтесь только живыми.

Леонид Швец, журналист