Жить по средствам. Как коалицианты абстрагировались от экономических реформ

Раз уж доходы у нас капиталистические, то и расходы не могут оставаться социалистическими, или почему коалиционному соглашению не хватает экономики

Арсений Яценюк и Петр Порошенко / Фото: AP
Арсений Яценюк и Петр Порошенко / Фото: AP
Related video

У многих европейских народов есть пословица, которая в вольном переводе означает "одна нога обута, другая босая" и говорит про перегибы и перекосы в человеческой деятельности.

Коалиционное соглашение, вокруг которого победившие на последних парламентских выборах партии упрямо ломали копья три недели, напомнили полубосого жениха, которому следует то ли второй ботинок обуть, чтобы на люди показаться, то ли единственный снять.

В соглашении нет преамбулы и перечня целей, достижению которых должен способствовать данный документ. Нет и критериев, по которым потом можно проверить эффективность работы большинства и назначенного им правительства.

Все объясняется просто. Высокие договаривающиеся стороны аккуратно скомпилировали наработки своих партий аж по 17 направлениям реформ. В итоге где-то получилось густо, а где-то пусто.

Скажем, раздел "Обеспечение ускоренного экономического роста" оказался зажатым в шести пунктах, которые поместились на одной странице. Аккурат между главами о социально-гуманитарной реформе и реформе избирательного законодательства.

Экономика — вообще одна из самых неконкретных частей "брачного контракта". Участники коалиции просто обещают обеспечить лучшие, чем в других странах, условия для ведения бизнеса. "Как этого добиться?" — спрашивает избиратель. "Путем внедрения конкурентных преимуществ институциональной, регуляторной, фискальной, инфраструктурной, образовательной политики для создания высокопродуктивных рабочих мест, повышения оплаты труда, производства конкурентоспособной продукции и прироста экспорта", — отвечают опытные партийцы. И тут же уводят электорат в свое "зазеркалье", в котором рассказывают об акценте на высокотехнологичные производства из отраслей-драйверов, о создании современной индустриальной и инновационной инфраструктуры путем привлечения частных инвесторов, обеспечении системного международного продвижения украинских производителей, о законодательном обеспечении защищенных рыночных механизмов инвестирования в энергомодернизацию и т. д.

"Что делать-то будете для этого?" — спрашивает неугомонный избиратель. "Да не знаем мы пока. Это же стратегия, а не тактика", — словно хотят сказать высшие партийные умы.

Но в том-то и дело, что документ местами выписан дотошно. Словно календарный план работы Кабмина. Вот первая глава об очищении власти прописана вплоть до месяца, когда нужно создать Национальное антикоррупционное бюро.

Мегацель все же отыскивается — отнять и поделить. И постараться наказать "папередников". Прежде всего сделать это в судебной сфере, публичной администрации и органах правопорядка. Вплоть до системы управления окружающей природной средой. Хотя есть надежда, что до нее неугомонные государственные ручки все же не дойдут. Застрянут где-то на полпути между усилиями по внесению изменений в закон о дорожном движении и культивированием памяти о сопротивлении тоталитаризму.

Все это мы уже проходили. И "инвестиционно-инновационную экономику" тоже.

А как насчет обещаний снять с экономики избыточное вмешательство государства? Сегодня через бюджет, социальные фонды и государственные компании в Украине перераспределяется свыше половины ВВП. Это, на секундочку, социализм Северной Европы. Мы к нему готовы? Нам хоть одна из победивших партий обещала самые высокие в Европе налоги и цены?

А раз нет, тогда лозунг "Жить по-новому" должен трансформироваться в отрезвляющий — "Жить по средствам". Прежде всего это сокращение бюджетного дефицита с 11% до 3% ВВП. Причем в коалиционном соглашении следует записать, что в Украине будущего не обеспеченные доходами расходы могут направляться лишь на два благих направления: создание новых рабочих мест и усиление армии.

Все остальное следует отправлять под нож. И начинать декоммунизацию не с охоты на ведьм, а с жесточайшей рубки советских элементов государства всеобщего собеса. Раз уж доходы у нас капиталистические, то и расходы не могут оставаться социалистическими.

В прекращении тотального кросс-субсидирования украинской экономики, этой онкологической опухоли, являющейся живительной средой для коррупции, и состоит самая печальная новость для граждан. Не надо иллюзий — эта реформа коснется всех вместе и каждого в отдельности. Она означает и дальнейшее повышение пенсионного возраста, и удорожание энергоресурсов, и повышение тарифов на услуги общественного транспорта, и невозможность массовых новых льгот, в том числе для ветеранов АТО.

Все это знают украинские политики. Об этом догадываются украинские граждане. Но до последнего надеются, что по этому счету заплатит кто-нибудь другой. Неважно, Запад, Путин, олигархи или люстрированные политики.

Украина не выиграла войну. Так что грешно грезить репарациями.

Страна должна победить в двух войнах: одной войне — на востоке, другой — внутри. Этот тезис неоднократно повторял весь этот год Каха Бендукидзе. Надеюсь, его все же услышат хоть после ухода.