Как разблокировать эшелоны долларов на границе

Парадокс: на границе Украины с ЕС стоят "эшелоны", набитые десятками миллиардов евро инвестиций, но в Украину они не идут

Related video

Иностранцы резонно боятся за безопасность своих частных инвестиций. А ЕС и международные организации опасаются, что международную помощь и кредиты банально разворуют.

С марта 2014 года правительству Яценюка так и не удалось подать позитивный сигнал иностранным инвесторам и международным организациям. В двух основных вопросах – привлекательности бизнес-климата и снижении уровня коррупции – сделано слишком мало подвижек.

Наполовину провалено и взаимодействие с МВФ: за период работы фонд дважды откладывал транши, а основная цель stand by - макроэкономическая стабилизация - достигнута не была. Поэтому потенциал наших западных партнеров в Украине, даже в начальной стадии реанимации экономики, реализован не был.

Где государство лишнее

Произошло это, в том числе, и потому, что правительство столкнулось с дисфункцией государства в экономике. Экономика Украины, хотя и была признана рыночной, но на самом деле все эти годы работала в режиме, когда государство было очень значимым участником рынка.

Украинское государство у нас – это и учитель, и медик, и почтальон, и социальный работник, и пенсионный фонд, и железнодорожник, и поставщик газа.

Вместо того чтобы создать множество разных рынков и строго регулировать их деятельность, наше государство лезет самостоятельно оказывать услуги. Причина формирования такой модели понятна – в период первоначального накопления капитала при большой роли государства в экономике легче воровать.

Разбираться с "авгиевыми конюшнями", видимо, призваны новоназначенные министры-экспаты. Минэкономики во главе с Айварасом Абромавичусом должно будет реанимировать бизнес-климат, Минфин с Натальей Яресько – стабилизировать финансовый сектор, а Александр Квиташвили – провести показательно-образцовые реформы в отечественной медицине.

Курс 17,0 грн за доллар на черном рынке, инфляция у гиперчерты, полуразрушенная банковская система и глубокое падение промпроизводства в 2014 году – этот траурный букет нужно ликвидировать немедленно.

К реформам правительство подтолкнет и жесткая позиция МВФ. Фонд не может наращивать долг Украины до бесконечности, и в этот раз Минфин будет поставлен в жесткие рамки экономии.

Повышение цен на газ, урезание расходов на медицину и образование - это только первые шаги, информация о которых просочилась в СМИ. Но, вероятно, публика еще не получила полного представления о масштабах сокращений или оптимизации расходов.

В 2015 году потери социальной сферы будут огромны – их почувствует на себе каждый. Вопрос лишь в том, смогут ли реформаторы построить альтернативу сокращаемой системы соцзащиты в 2016 году. Будет ли улучшена система платного образования, страховая медицина, негосударственное пенсионное обеспечение.

Откуда ждать денег

При этом надо помнить, что как только Кабмин возьмется за реальную стабилизацию макроэкономической ситуации в стране, активную финансовую поддержку Украины окажут и банки развития – Мировой банк, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк.

Последний может и вовсе сыграть ключевую роль для экономики Украины. Мандат работы ЕИБ распространяется на территорию ЕС, но он может финансировать и проекты в других странах, в которых заинтересован Евросоюз.

По масштабам работы ЕИБ примерно в 10 раз больше чем ЕБРР, т.е. может потянуть финансирование практически любых проектов в Украине. При наличии политической воли Еврокомисии, разумеется.

Отлаженное сотрудничество с банками развития поможет проложить в страну дорогу и для частного заграничного капитала. При желании в Украину за 5 лет может быть залито 50-100 млрд. евро. Поэтому потенциал прямых иностранных инвестиций, заложенный в программу Порошенко 2020, еще очень скромен.

А пока, несмотря на радужное движение вверх в рейтинге doingbusiness, прямые иностранные инвестиции за 9 месяцев сократились с $58,2 млрд до 48,5 млрд. Украина попала в тот неудобный момент ожидания реформ, когда деньги опальных олигархов из оффшоров покидают страну, а настоящие иностранные инвесторы еще раздумывают над планами.

Успех команды реформаторов будет зависеть также от того, будет ли уменьшена роль государства на финансовом рынке. Пора бы уже прекратить безумные проекты по созданию госбанков развития, прямому финансированию НБУ реального сектора, "слизывание" через рынок ОВГЗ всей ликвидности с рынка корпоративных облигаций.

Идеи увеличения роли госбанков также весьма и весьма спорны и, скорее всего, должны быть пересмотрены. Также за 20 лет независимости пора бы уже построить нормальную прозрачную систему рефинансирования банков.

Сегодня "западный мир" и международные организации очень мотивированы помочь Украине. На карту поставлены репутация ЕС, МВФ и США. Впервые большая страна в нашем регионе сделала публичный выбор в пользу ценностей "западного мира" и даже отстаивает свой выбор с оружием в руках.

Фатальные неудачи Еврокомисии и МВФ в Украине грозят тектоническими сдвигами внутри ЕС. В зоне риска оказываются многие страны Восточной Европы. Западный мир сталкивается с ситуацией, когда от страны с микроскопической, по его меркам, экономикой зависит будущее большого региона и стабильность восточных границ ЕС.

Наличие таких стимулов почти гарантирует Украине стопроцентную поддержку "западного мира". А фактор углубления кризиса отношений между РФ и ЕС лишь выступает катализатором такой поддержки. Нужно лишь ухватиться за предоставленный шанс.