Армия континента. Зачем Европе объединенные вооруженные силы

Эпоха многофункциональных национальных армий уходит в прошлое. Европе нужны единые вооруженные силы и единый военно-промышленный комплекс

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Если основные гражданские структуры Евросоюза давно сформированы, то оборона находится на зачаточном уровне. Мы много лет думали, что национальные армии и силы НАТО способны обеспечить безопасность. Но это оказалось иллюзией.

Это касается не только вооруженных сил, но и военно-промышленного комплекса. Большую часть наших военных заказов получали предприятия США — и дело тут не только в том, что расходы НАТО оплачивались из Вашингтона. Мы просто не думали создавать собственный полноценный ВПК. Ведь это выглядело слишком затратным и казалось абсолютно лишним.

Но на самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Без единой координации и единого заказа оборонные программы постоянно дублируются. Например, в ЕС разрабатывается и производится более 20 видов (!) бронемашин, существует шесть различных программ строительства подводных лодок, пять программ по ракетам земля — воздух и три программы боевых самолетов. На все это тратятся огромные деньги. А ведь если бы по каждому виду вооружений усилия всех европейских партнеров были скоординированы, можно было бы высвободить колоссальные средства! Например, для инвестирования в общие исследования по новым военным разработкам. На уровне Германии мы стараемся идти именно этим путем, не сосредотачиваясь исключительно на своих заводах и программах: почти все вооружение для немецкой армии разрабатывается и закупается именно через многонациональные консорциумы, программы и предприятия.

В этом году Европейский парламент обратил внимание на широко распространенное дублирование оборонных программ. Так что, думаю, опыт Германии будет распространен на весь Евросоюз.

Что это даст? В первую очередь деньги. Ведь кроме координации систем, стандартов и процедур лицензирования на европейском уровне, большие объемы закупок снизят затраты. А эти деньги можно потратить на повышение совместимости европейских вооруженных сил. И Европейское оборонное агентство (EDA) уже делает важные шаги в этом направлении. В первую очередь — предотвращая стандартную беду европейских многонациональных проектов, ведь чем больше стран принимают в них участие, тем больше, как правило, число различных конфигураций оборудования "под национальные нужды" каждого из партнеров.

Мы много лет думали, что национальные армии и силы НАТО способны обеспечить безопасность. Это оказалось иллюзией

Наконец, координация нужна, чтобы сгладить неравенство возможностей членов Евросоюза. От принципа "богатая страна — сильная армия" мы должны перейти к принципу "единая армия — сильная армия". Другого способа построить боеспособную армию и промышленность просто нет.

Да, мы пока не сумели сделать это достаточно хорошо. И даже забыли про этот вопрос, но теперь он обсуждается крупнейшими европейскими институтами. И я думаю, что в ближайшем будущем конкурентоспособность оборонной промышленности Европы вырастет, а ее интеграция станет более глубокой.

Обнадеживает, что в Еврокомиссии сделали соответствующие выводы, ведь пренебрежение к военным разработкам привело к неутешительным результатам. Как минимум, из-за "эффекта домино" (нет заказов — не ведутся исследования — не загружены предприятия — нет работы у смежников) ЕС не смог создать 400 000 новых рабочих мест и недосчитался как минимум 100 млрд евро, которые могли бы поступать в экономику Союза ежегодно.

Правда, Европейский парламент пока только "выразил мнение, что нужно четко показать", что эта проблема решается. Этого мало, но поскольку разобщенность в военных разработках не только играет на руку нашим конкурентам в сфере ВПК, но и подрывает доверие избирателей — работа в этом направлении будет вестись. Рано или поздно мы создадим единый европейский рынок военной техники и найдем новые формы его финансирования на уровне ЕС. Первые шаги к этому уже сделаны: Европейский совет и Европейский парламент утвердили несколько приоритетных проектов: создание системы самолетов-топливозаправщиков, улучшение спутниковой связи и кибероборона.

У нас есть опыт многонационального военного сотрудничества на высшем уровне. Но мы должны не только объединять командные структуры и возможности — нужно создать материальную базу для реализации этих решений.

Последние события показали, что эпоха многофункциональных армий одной страны подходит к концу. Только интеграция всех армий Союза и производство оружия на уровне целого континента дадут нам безопасность.