Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

ЧП «Областная ГАИ»

Штрафовать водителей-нарушителей должна не милиция, а частные фирмы
000


Сейчас шутят, что введение больших штрафов на дорогах – это способ помочь нашей ГАИ в условиях кризиса. Хотя я без всяких шуток считаю, что эта мера решает проблему, стоящую перед страной. Посмотрим на происходящее с экономической точки зрения. Дано: жуткие цифры количества аварий на украинских дорогах. Требуется: найти эффективное средство эту самую аварийность уменьшить при минимуме затрат со стороны государства. Для любого менеджера сразу понятно, что надо разобраться, почему так происходит, а потом решить с теми ресурсами, которые есть в наличии. 

Причина высокой аварийности – в плохом состоянии дорог и в пренебрежении к правилам дорожного движения (ПДД) со стороны водителей. С первым сейчас точно ничего сделать нельзя – деньги будут разворованы. А вот со вторым понятно, как поступать. Ведь люди всегда реагируют на стимулы, а особенно – на отрицательные! И если ранее штраф в 17 грн. или заменяющая его взятка в 10 грн. не прививали водителям должного уважения к ПДД, то  штраф в 250 грн. или 100 грн. взятки вместо него отобьют у них охоту пренебрегать правилами. 

«Никто не удивится, откуда у начальника ГАИ трёхэтажный коттедж. Значит, заработал, выполняя контракт с государством»


Итак, первый шаг сделан: штрафы многократно ужесточены – «как в Европе». За ними вполне предсказуемо – для всех, кроме министра Юрия Луценко, – последовали взятки. «Как в Европе» не получилось. Да и не могло! Просто потому, что не работают два других стандартных для Европы механизма: честная и эффективная судебная система и страхование ответственности водителей. Без первой всегда будет легче дать взятку на дороге, чем потом давать большую сумму в суде или же бесконечно судиться. А без обязательного страхования, когда страховые компании автоматически поднимут для постоянных нарушителей ставки на заоблачный уровень, долгосрочный экономический стимул для соблюдения правил не работает. 

Правда, теперь в МВД говорят, что им взятки тоже не нравятся. И начинается новая кампания: вводятся системы контроля, предлагается поднять сотрудникам зарплату. Каким будет следующий шаг? Повышение зарплат контролёров? Потом, очевидно, создание системы контроля над контролёрами, затем – над контролёрами контролёров? Я думаю, не стоит пытаться решать две большие проблемы – аварийность на дорогах и повальное взяточничество в ГАИ – одним махом. Всё равно через два года придётся массово увольнять всех гаишников: в автоинспекции не берущие взяток просто не выживают. 

И вот тут, абстрагируясь от государственнического пафоса и политических табу, «экономист на диване» может предложить чисто экономическое решение, как сэкономить бюджет и при этом снизить аварийность. Нужно отдавать каждую трассу в концессию отдельной фирме – назовём её ЧП «ОблГАИ». Она будет выплачивать государству годовую лицензию за право контролировать порядок на вверенном участке, штрафовать нарушителей. 

Не думаю, что многие заметят разницу с сегодняшним положением дел. Начальник областного ГАИ просто станет директором фирмы и возьмёт своих инспекторов себе в штат. Как и сейчас, водитель сможет судиться, если посчитает штраф несправедливым. Но судиться он может у себя по месту жительства – одна фирма не в состоянии купить судей по всей стране. И второе: если водитель выиграет суд, то нашему ЧП придётся заплатить государству большой штраф. Кто не сможет позволить себе нарушать, будет ездить по правилам. Кто опасается, что частные полицейские отнесутся к нему необъективно, поставит в машину диктофон и видеокамеру. У кого очень много денег – будет нарушать и потом с помощью взяток выигрывать суд. 

Изменяя величины штрафов, можно будет менять и цену концессионных контрактов, тем самым регулируя прибыль наших новых фирм. И тогда никто уже не будет удивляться, откуда у начальника ГАИ трёхэтажный коттедж в Конча-Заспе. Значит, заработал, выполняя свой контракт с государством. То есть боролся с нарушителями, не допускал незаконных действий со стороны своих сотрудников, обеспечил порядок и безопасность движения.

Петр Чернышов

pch@fastmail.fm

 

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.