Растаможка для президента. Почему Украина рискует превратиться в свалку автохлама

Власти не станут поддерживать петицию об отмене таможенных платежей при импорте авто

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Требования народа к власти резко диссонируют с предвыборными обещаниями. Оказалось, что украинцы хотят совершенно иного, чем якобы намерены заняться "законно избранные". Кто бы мог подумать, что все три петиции к главе государства, набравшие максимальное количество голосов, совершенно не связаны с улучшением благосостояния граждан. В первой просят назначить одесского губернатора премьером, во второй — обеспечить право свободного владения огнестрельным оружием, в третьей — ликвидировать плату при растаможке авто. Никаких повышений зарплат, пенсий, снижения цен на коммуналку, доллар по 8 грн и прочих привычных пожеланий. Хотя нельзя исключать, что подача петиций пока еще не приобрела большую популярность, а посему этот способ общения с гарантом не может быть отражением реальных нужд населения. И, скорее всего, никогда им не станет.

Возьмем растаможку авто. Вне всяких сомнений, введенные ограничения на импорт подержанных авто в Украину — средневековая дикость. Ввезти в Украину видавшие виды машины экономически невыгодно. Сумма таможенных платежей и сборов вдвое превысит стоимость покупки. Поэтому украинцы могут рассчитывать либо на новинки из автосалонов, либо на истерзанные нашими дорогами колеса соотечественников.

Зачем вводились столь варварские ограничения, хорошо известно. В первую очередь они были призваны защитить интересы импортеров. Отсекая недорогие подержанные машины с пресыщенного европейского рынка, поставщики техники фактически монополизировали внутренний авторынок. Во вторую очередь запреты должны были стимулировать развитие так называемых внутренних производителей, которые, по большому счету, занимаются сборкой российских или китайских "шедевров" автопрома. Взять, к примеру, украинские "Богданы" вазовского происхождения или ЗАЗы с китайскими корнями. Хотя официально назывались иные причины. Мол, таможенные пошлины способны возродить загибающийся украинский автопром, а кроме того, ограничат неразумных украинцев от автохлама, который быстро наводнит улицы наших городов. Что же получилось в результате?

Автопром как был у нулевой отметки, так там и остается. В августе наши заводы не смогли выпустить ни одной легковушки. Резко обедневшие украинцы не в состоянии купить что-либо из предлагаемого ассортимента, даже при всей его скудности.

Импортеры тоже далеко не в самом лучшем положении. Падение продаж новых авто происходит уже несколько лет кряду, за исключением краткосрочных сезонных всплесков или непродолжительных приступов валютных истерик, когда население пытается во время роста курса вложить дешевеющие гривны хоть в какие-то активы.

Продолжая в том же духе, Украина вскоре повторит опыт Кубы, где до сих пор разъезжают раритетные авто начала прошлого века

Тем временем автопарк в Украине стремительно стареет. Даже в Киеве не редкость едва передвигающиеся предметы гордости советского автопрома. Еще год-два, и машинам, приобретенным в период кредитного безумия в 2006–2008 годах, исполнится 10 лет. А средний возраст автомобилей на наших дорогах — почти 22 года.

Продолжая в том же духе, Украина вскоре повторит опыт Кубы, где до сих пор разъезжают раритетные авто начала прошлого века. Только в отличие от нас, против острова Свободы были введены торговые ограничения, тогда как мы сами себя обрекли на автохлам.

Совершенно очевидно, что запретами и ограничениями невозможно взрастить автомобильную промышленность. Это подтверждает даже опыт России, который до недавних пор считался весьма успешным и использовался как отличный аргумент для введения дополнительных запретов в Украине. Фактически перекрыв кислород импортерам с помощью драконовских ограничительных мер, российские власти смогли заставить ведущих автопроизводителей открыть заводы в стране и создать дополнительные рабочие места. Но продлилось сие великолепие недолго. Сейчас полным ходом идет обратный процесс, производства западных компаний массово сворачивается, персонал увольняется. А родной ВАЗ ничего вразумительного ни по качеству, ни по цене предложить не смог, продолжая терять рынки сбыта. Увы, на потребительском уровне россияне лишены патриотических веяний, предпочитая зарубежные авто.

Единственный способ заманить к себе иностранных производителей — создать привлекательные экономические условия для бизнеса. Другого рецепта не существует. Но, к сожалению, Украина пока далека от создания райских условий для предпринимателей. Анонсированная налоговая псевдореформа — лучший тому пример. Открывать рынок для подержанных автомобилей из Европы, стоимость которых в разы ниже, чем в Украине, власти тоже не станут. В нынешних условиях рынок б/у машин слишком привлекателен, чтобы терять над ним контроль. Разница в ценах "там" и "здесь" просто колоссальная. Автосалоны уже готовы развернуть продажу машин по системе trade-in. Мол, в этом случае сделки купли-продажи будут заключаться по прозрачным процедурам, что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет. В общем, те же песни "о главном".

А логика нынешних чиновников такова, что любые таможенные послабления ведут к сокращению бюджета, выступающего кормушкой для разных сфер влияния. Найдется множество оснований и псевдоэкспертных заключений, свидетельствующих о масштабных недоимках. Кто же в таких условиях станет думать о людях?