Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Карточный домик Порошенко. Почему увольнение Яценюка лишь усугубит кризис

Карточный домик Порошенко. Почему увольнение Яценюка лишь усугубит кризис

Добившись свержения Яценюка, Порошенко сам вместо бывшего главы Кабмина становится мишенью, полностью открытой для критики

010

Отставка премьер-министра Арсения Яценюка ожидалась давно, но в условиях углубляющегося социально-экономического и политического кризиса и, особенно, на фоне острой критики и обвинений в коррупции в адрес президента Петра Порошенко уход премьера только запутал ситуацию в стране. Узел политических противоречий затянулся ещё туже и уже не может быть развязан нынешними политиками.

При этом Народный фронт (НФ) остаётся в парламентском большинстве и сам бывший премьер Яценюк явно не собирается уходить из большой политики. Это временно разрешает парламентский (но не политический) кризис, и тем депутатам, которые не успели получить взятку за своё вхождение в новую коалицию, остаётся лишь рвать на себе волосы и жаловаться на судьбу. Теперь у Блока Петра Порошенко (БПП) и НФ вполне хватает голосов для новой-старой коалиции, а значит, президенту Порошенко уже не надо, как в своё время Януковичу, скупать мандаты торгующих своим политическим предательством представителей других фракций или мажоритарщиков. Вполне возможно, что в результате отставки Яценюка мы получим, довольно скоро, нового премьер-министра с неприличной близостью к "политическому телу" президента Порошенко.

Но после этого трудности только начнутся. Например, такая расстановка сил окончательно омрачит будущее одного из самых ярых противников Яценюка, Юрия Луценко. Теперь он может забыть о своём авантюрном желании порулить Генпрокуратурой. НФ сделает всё, чтобы это политик пострадал за свои нападки на Яценюка, а Порошенко быстро почувствует всю хрупкость свой политсхемы.

"Формальная смена премьер-министров по воле президента Порошенко — лишь попытка гаранта уйти от ответственности, перераспределить финансовые потоки в пользу своего окружения и обойти острое требование общественности о перезагрузке политической системы"

Уход Яценюка со своего поста — с сохранением влияния в парламенте — не означает сплошной политической удачи и для президента Порошенко. Получается, что главе государства нужно было лишь поставить в Кабмин "своего" управляемого человека, а не радикально изменить социально-экономическую политику — то есть, дело во власти, а не в любви к Украине. Таким образом, формальная смена премьер-министров, по воле президента Порошенко, во время глубокого социально экономического кризиса и войны с Россией оказалась лишь попыткой гаранта уйти от ответственности, перераспределить финансовые потоки в пользу своего окружения и, самое главное, обойти острое требование украинской общественности о радикальном очищении власти и кардинальной перезагрузке всей политической системы. Отказ от перевыборов лишь усугубит политическую судьбу президента и его премьер-министра, ибо украинское общество почувствует себя обманутым. В Украине будет зреть мнение, что мы имеем дело не только с пронырливыми жуликами и бизнесменами под видом политиков, но и с людьми, которые любой ценой цепляются за власть.

Вместе с тем, добившись свержения Яценюка, Порошенко сам вместо бывшего главы Кабмина становится мишенью, полностью открытой для всей критики. И теперь нести политическую ответственность ему придётся уже не только за собственные коррупционные схемы и неэффективную политику, но и за своего протеже на посту премьер-министра страны.

Всё это определённо ускорит темпы разочарования правящей верхушкой страны. Поскольку одно дело, когда президент не может, но очень старается управлять страной, и совсем другое — когда он не хочет вытаскивать Украину из кризиса, а только цепляется за власть, тянет время и обогащается. Два этих оценочных суждения отличаются так же, как диагноз и приговор: в первом случае ещё можно надеяться, что глава государства одумается и изменится в лучшую сторону, но во втором речь уже идет о его отстранении от власти.

Кроме того, уход в отставку Яценюка и "скоропостижное" избрание следующего премьера — ставленника администрации президента — создаёт ещё одну проблему: украинскому парламенту придётся выбирать нового спикера. Народный фронт требует, чтобы главой Верховной рады стал Андрей Парубий — это одно из условий участия политсилы в парламентской коалиции. Но не стоит думать, что Порошенко с лёгким сердцем отдаст этот пост представителю НФ.

"Если правительственная программа Гройсмана получит устойчивый вотум доверия в Верховной Раде — значит, на год в Украине установится временное спокойствие. Но если этого не произойдёт — предыдущие и будущие действия президента резко обесценятся"

Во-первых, управлять Парубием из кабинета президента будет гораздо сложнее, чем это было в случае с Гройсманом. Во-вторых, в работе парламента президенту придётся часто обращаться к "пятой колоне" Кремля, к депутатам-регионалам, с которыми у него сложились неплохие рабочие и политические отношения. И едва ли Парубий, который позиционирует себя как патриот Украины и враг Кремля, захочет стать соучастником подобного сотрудничества — это стало бы сокрушительным концом его политической карьеры. То есть использование широкой коалиции БПП и ОППО под крышей Парубия станет проблематичным или малоэффективным.

Есть ещё один неожиданный, тонкий момент в конституционных отношениях нового главы Верховной Рады и президента Украины. В случае болезни Порошенко или покушения на него и. о. президента становится именно председатель парламента. А это уже задевает интересы России в Украине. Не забывайте, что план президента Порошенко по получению полного контроля над Кабмином и Верховной Радой надо обязательно согласовать если не с США, то с Кремлём. И нет гарантий, что президент РФ Владимир Путин согласится с предложением Порошенко выбрать активного врага России и одного из лидеров Майдана главой Верховной Рады, подозревая, что за этим ходом стоит Вашингтон. Так недалеко и до разрыва дипломатических отношений с Россией и объявления России военным агрессором.

Наконец, самый сложный для президента Порошенко вопрос — о программе нового правительства, которое в любом случае будет находиться под жёстким контролем МВФ. Ясно, что Народный фронт не будет голосовать за что-то принципиально отличающееся от того, чем занимался их премьер Яценюк в Кабмине. Новая оппозиция также не будет голосовать. И именно в этом, а не в фигурах политической схемы Порошенко заключается основная интрига нынешней игры. Если правительственная программа Гройсмана получит устойчивый вотум доверия в Верховной Раде — значит, на год в Украине установится временное спокойствие. Но если этого не произойдёт, — все остальные, предыдущие и будущие действия президента резко обесценятся и кризис только усилится. Впрочем, вероятнее всего, правительство Гройсмана застрянет в подвешенном состоянии до тех пор, пока основные политические силы полностью не подготовятся к досрочным выборам. Нужно будет лишь определиться — будут это президентские или парламентские выборы.

Источник: Facebook Виктора Небоженко

1
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.