Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Бескорыстное чувство. Как патриотизм финнов спасает экономику страны

Бескорыстное чувство. Как патриотизм финнов спасает экономику страны

Жители Финляндии готовы покупать отечественные продукты, даже если те обходятся им в несколько раз дороже импортных

2200

Финляндия — небольшая по количеству населения, но хорошо экономически развитая страна, которая на протяжении многих лет занимает верхние строчки в международных рейтингах. Один из факторов, стимулирующих местную экономику, — высокий внутренний спрос, имеющий здесь одну отличительную особенность. Примерно 50% финнов принципиально предпочитают отечественную продукцию импортируемой, оставшиеся отдают предпочтение отечественной по возможности. При этом финнов не останавливает даже то, что цена на товары и услуги  национального производителя зачастую ощутимо выше.

Такие потребительские предпочтения настолько заметны, что даже указаны в руководствах по ведению бизнеса и инвестированию в Финляндию. И с каждым годом тренд только усиливается.

Вот несколько примеров, свидетелем которых я был. В своё время финская компания Nokia выпускала компьютерные мониторы, которые уступали японским аналогам Nec, EIZO и Sony по функциональным возможностям, хотя и стоили примерно столько же. Тем не менее в подавляющем большинстве публичных и коммерческих организаций в Финляндии рабочие места были оборудованы мониторами Nokia. Финские телевизоры Salora и Finlux уступали и по функциональности, и где-то даже по качеству телевизорам от всё тех же японских производителей Sony и Panasoniс или голландской компании Philips. Но в большинстве финских домов были заметны именно они, Salora и Finlux. Однажды я спросил у коллеги: разве ему не хотелось бы, чтобы новый телевизор имел больше функциональных возможностей за те же деньги? Но коллега ответил, что ему бы сильнее хотелось, чтобы финское производство развивалось и больше людей были бы заняты работой.

Сейчас производство упомянутых мониторов и телевизоров передано в другие страны, другим фирмам. На то были, полагаю, свои причины. Но заменять отечественную продукцию импортной финны не спешат.

О том, в какой стране было самое большое количество мобильных телефонов Nokia на единицу населения, полагаю, даже говорить не стоит. А вот попробуйте угадать, какие самые покупаемые в Финляндии велосипедные бренды? Это финские Tunturi и Helkama, стоящие в разы дороже своих собратьев, собранных в Китае. Но, в отличие от последних, предоставляющие гарантию на раму не на год или пять, а на срок до 29 лет. На улицах можно увидеть немало финских велосипедов, произведённых более трёх десятков лет назад.

"Примерно 50% финнов принципиально предпочитают отечественную продукцию импортируемой, оставшиеся отдают предпочтение отечественной"

Особое место в предпочтениях финнов занимают продукты питания, произведённые или выращенные в Финляндии. Финские продукты считаются самыми экологически чистыми в Европейском союзе, однако качество имеет свою цену, при этом многие из предлагаемых в финских супермаркетах овощей и фруктов выращиваются в теплицах, такой уж здесь климат.

И вот, к примеру, испанские огурцы могут стоить 99 евроцентов за килограмм, а финские — 2,99 евро. Но если задержаться в супермаркете и понаблюдать за покупателями, можно заметить, как люди подходят и выбирают именно финские. Малообеспеченные граждане, такие как пенсионеры или студенты, теоретически могут взять испанские, но, скорее всего, тоже выберут финские, просто немного меньшее количество. И лишь крайне нуждающиеся или те, кого принято называть неблагополучными слоями общества, пожалуй, отдадут предпочтение испанским.

После аннексии Крыма и начала вооружённого конфликта в Украине Евросоюз ввёл санкции в отношении России, и экономическое эмбарго, которым ответила Москва, сильно ударило по финской экономике: на долю РФ приходилось около 10% финского экспорта, это был третий крупнейший внешнеторговый партнёр после Швеции и Германии. Но летом 2014 года и без того патриотичные финны запустили в социальных сетях кампанию с призывом есть и пить отечественное. Тогда же многие граждане стали бойкотировать российские товары и компании, в том числе заправочные станции Teboil, принадлежащие российской компании "ЛУКОЙЛ". Заправка Teboil — ближайшая к кампусу нашего университета, но ни я, ни мои коллеги категорически не посещаем её, несмотря на то, что цены на топливо там ниже, а владельцам карточки профсоюза работников интеллектуального труда предоставляются традиционные скидки — от 1,2 до 1,5 евроцента на каждом литре топлива.

Сегодня, два года спустя, очень похоже на то, что финнам удалось предотвратить негативное развитие экономики своей страны: в 2015 году товарооборот России и Финляндии снизился, по данным Федеральной таможенной службы РФ, почти на 40%, однако по итогам того же года, несмотря на санкции, ВВП Финляндии вырос на 0,5%.

А из трёх международных рейтинговых агентств лишь Fitch понизил рейтинг Финляндии до всё ещё вполне оптимистичного AA+: эксперты Standard & Poor's оставили рейтинг на уровне AA+, Moody’s — на уровне AAA. Для сравнения: рейтинги Украины по версии всех трёх агентств сегодня находятся на отметках ССС, В- и Саа3 соответственно. Возможно, прогрессивным украинцам — тем, кому действительно небезразлично будущее Украины, — есть чему поучиться у финнов?

22
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.