Тест на зрелость. Почему украинцы проигрывают в информационной войне

Новость об ананасах под Черновцами можно считать тестом на информационную зрелость. И многие из нас ее снова не прошли

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Блогер из Черновцов Владимир Антонюк на своей странице в Facebook написал о том, что глобальное потепление дало о себе знать в Черновицкой области: в поле возле села Лужаны созревают ананасы. "Новость" подхватили многие СМИ, что вызвало у автора двойственные чувства: с одной стороны, ему было забавно, с другой — не до смеха, поскольку стало ясно, как легко фейки могут просочиться в прессу. В условиях войны это не очень приятное открытие.

Невозможно заставить человека идти на смерть, если он не видит в этом смысла. Большая армия, не объединенная сильной идеей, может разбежаться от одного крика: "Нас окружили!" Лев Толстой говорил, что некорректно сравнивать войну с шахматами: во время войны пешка в определенных условиях может быть сильнее ферзя, а ферзь может сбежать с шахматной доски. В создании этих определенных условий идеи играют не последнюю роль.

Японскими летчиками-камикадзе, нанесшими огромный урон флоту США, управляла идея героического служения Родине. Сотни тысяч вооруженных американских индейцев не могли сопротивляться горстке испанских конкистадоров, потому что находились в плену идеи, что те — боги. Готовя гибридную войну в Украине, российский Генштаб сделал ставку в первую очередь не на ракеты и новейшие автоматы Калашникова. Он навязывал представления о "вежливых русских людях", с одной стороны, и жестокой украинской армии — с другой. И нашлись поверившие. Рассказы о распятом мальчике и рабах Нацгвардии у нас вызывали смех. Но в России и в непризнанных республиках кого-то подтолкнули "пойти добровольцами на фронт".

"Войны возможны, потому что мы верим словам и поддаемся влиянию чужих представлений"

Сегодня противостояние в Донбассе подогревается обстрелами мирных кварталов. Кто это делает? У каждой из сторон свой ответ на этот вопрос, который, как им кажется, дает право взять в руки оружие и защищать эти кварталы. Вопрос присоединения Крыма к России россиянами сводится к идее легитимности "референдума". Если он легитимен, российская агрессия превращается в "спасательную операцию".

В фантастической повести братьев Стругацких "Обитаемый остров" больной, измученный атомными войнами мир управляется с помощью вышек-ретрансляторов. Их излучение вызывает у 80% жителей планеты фанатичную любовь и бесконечную преданность правительству. Если армия идет в атаку на верную смерть, позади нее едут несколько передвижных ретрансляторов.

Когда в самом начале энергетической блокады в Крыму погас свет, первое, о чем позаботилась "федеральная власть", — передвижные телевизоры. А когда Россия оккупировала часть территории Донбасса, к местным СМИ были приставлены российские кураторы.

Войны возможны, потому что мы верим словам и поддаемся влиянию чужих представлений. Мы привыкли не столько разбираться в том, где правда, где ложь, сколько искать подтверждение своим мыслям и настроениям. Мы, как дети, продолжаем хватать на лету все блестящее, не пытаясь разобраться, имеет ли оно ценность. И когда появляются люди, чья работа состоит в том, чтобы заворачивать в блестящие упаковки нужные кому-то представления, мы оказываемся бессильными перед ними. Новость об ананасах под Черновцами можно считать тестом на информационную зрелость. И многие из нас ее снова не прошли.