Свобода в рамках. Почему теленок остался без папы

Толерантность в Украине приемлема лишь до тех пор, пока она не противоречит традиционным ценностям

Скриншот книги "Їжачок Пуф шукає нову родину"
Скриншот книги "Їжачок Пуф шукає нову родину"
Related video

Права человека — это в первую очередь права меньшинств. Разговор о правах меньшинств в Украине обычно заходит в тупик довольно быстро, это знаменитый тупик Традиционных Ценностей, который никак не переименуют во что-то приличное.

Можно долго говорить об идеологических причинах, бедности как основе нетерпимости и социологии толерантности, но это тема не для колонки, а тут не разгуляешься — и потому мне хотелось бы дать просто небольшую иллюстрацию того, как в нашем обществе пытаются втиснуть свободу в рамки, которые, вероятно, считаются рамками приличия.

Вообще, несмотря на засилье церковников, домостроевские методички, нелепые инициативы Минкульта и прочую подобную чушь, наше общество все же неумолимо движется по пути толерантности. Толерантность приходит к нам вместе с западной массовой культурой. Сериалы, поп-музыка, мода и спорт полны примеров успешности представителей любых меньшинств, а гей-сообщество вообще не подается как что-то исключительное, и, кажется, для юного поколения этот стандарт станет нормой.

Но то, как ретрансляторы западных стандартов иногда пытаются вмешаться в режиссуру и притормозить прогресс, почему-то напоминает мне диссертацию жены бывшего министра культуры: иллюзия науки, видимость работы, макет, имитация.

Вот, например, детская книга Харьковского издательства Vivat. Она называется "Їжачок Пуф шукає нову родину". Книга переводная, авторы — Ян Валькер и Милен Ригоди. Речь в книге как раз о толерантности, это роад стори для самых маленьких: по пути ежик, который ушел из дома, встречает разные семьи, где все устроено иначе, чем в его семье (мама, папа и сестренка). Вот осленок, которого усыновила пара скакунов, вот жабка, которая живет только с мамой, вот поросенок, у которого мама с фермы, а папа — дикий кабан, вот волчонок, который живет с полусотней родственников — ну просто восторг и торжество терпимости! Но тут мы встречаем теленка.

"В рамках традиционных ценностей ты совершенно свободен, малыш. Ровно до вот этого забора"

В украинской версии теленок живет с папой и дедушкой, но что-то напрягло меня на этой странице. Нет, бывает и такое, конечно, но не логично. Не к этому вели нас авторы. Я присмотрелась к иллюстрации: два быка, и ни один из них не выглядит как дедушка. Несложные поисковые манипуляции подтвердили мою догадку: да, во французском оригинале теленок говорит, что у него два папы и что это окей. То есть переводчик и издатель врут нам. Не знаю, врут ли они с ведома авторов, или самостоятельно решили, что два папы — это уже слишком для украинских тоддлеров, я не знаю. Но заканчивается книга выводом о том, что в семье главное — любовь, а не состав, и счастливы любимые дети. Правильно, конечно, но теперь уже выглядит лицемерно.

Возмущает и сам факт лжи, в общем-то довольно явной, шитой белыми нитками, и то, что издатель считает возможным лезть в книгу с такой возмутительной идеологической редактурой, по сути меняя смысл произведения. Создается странное впечатление, что свобода для украинца имеет предел. Вот здесь, в рамках традиционных ценностей ты совершенно свободен, малыш. Ровно до вот этого забора.

Ситуация с украинской книжкой странным образом напоминает недавний случай из жизни одной соседней страны, где депутаты хотят запретить компьютерную игру FIFA — самый популярный футбольный симулятор, потому что она пропагандирует гей-толерантность. В игре, как и в реальности, капитаны выходят на поле с радужными повязками, а игроки с радужными шнурками. А это невиданый разврат.

Впрочем, зачем смеяться над соседями (кроме того, что это всегда приятно)? На днях в Верховной Раде разразился скандал из-за гендера. Якобы он помешает развитию украинской духовности и будет рушить украинские семьи. Украинские семьи, по мнению народных депутатов, от насилия не страдают, а вот от гендера могут и развалиться, особенно если читать детям книжки про двух пап, — поэтому и от гендера, и от подобных сюжетов нас освободили. Зато насилие осталось, его никто не осуждает, ведь это наша старая добрая традиция.