Гражданин, пройдемте. Почему можно лишить подданства, но не гражданства

У намерения лишать украинского гражданства людей с двумя и более паспортами есть свои политические мотивы, в том числе и дурно пахнущие

Фото: Ярослав Дебелый
Фото: Ярослав Дебелый
Related video

Петр Порошенко подал в Верховную Раду законопроект, требующий лишать украинского гражданства людей с двумя и более паспортами. Подал как неотложный — то есть требующий немедленного рассмотрения депутатами. А значит, очень важный для страны и ее будущего. По мнению президента, естественно.

Понятно, что у этого шага есть свои политические мотивы, в том числе и дурно пахнущие. Но самое худшее в том, с какой неимоверной легкостью и небрежностью власть обращается с понятием гражданства. Дает его в срочном порядке иностранцам, которые нужны для быстрой демонстрации решительных реформ. А потом думает, как забрать обратно, когда эти самые иностранцы после отставки превращаются в политическую угрозу. Может выдать паспорта беглым депутатам Российской Думы — в отличие от добровольцев, которые рискуют жизнью, защищая страну от российской агрессии.

"Гражданин может быть только у страны, а подданный — только у государства. И мечта любой власти — превратить граждан в подданных"

А главное — продолжается подмена понятий, известная еще с советских времен, когда слово "гражданин" обозначало в основном задержанного милицией. Паспорт с трезубцем — это знак подданства. Гражданство же — штука совершенно иная. Даже древние римляне эту разницу прекрасно чувствовали и понимали. Гражданин — это человек, который сознательно и по доброй воле готов участвовать в публичной жизни страны. То есть готов вкладывать (не только деньги, но и мозги, время, силы) в общее дело и может получать из общего "котла". Гражданин — тот, кто готов выполнять принятый в стране общественный договор, который сам же и разрабатывает вместе с другими гражданами. Тот, кто выбирает временно нанятых менеджеров и следит за тем, чтобы они не злоупотребляли полномочиями. Выходит, гражданство — это каждодневная работа. Важная и ответственная, да еще и неоплачиваемая.

С этой точки зрения гражданин может быть только у страны, а подданный — только у государства. И мечта любой власти — превратить граждан в подданных. В России эта мечта реализовалась. В Украине, к счастью, нет. Но праздновать еще рано. На Майдане мы себя гражданами ощутили. Но пока не осознали. Нам до сих пор сложно договариваться между собой, даже в соцсетях. Не говоря уже о том, чтобы разработать и заключить новый общественный договор на всю страну. Да, власть не заинтересована и не хочет разработки новой Конституции. Но и мы не давим на нее в этом вопросе, постоянно отвлекаясь на мелкие и крупные "зрады", выпуская пар гражданского возмущения по незначительным поводам.

Но все же мы не безнадежны. И хочется верить в то, что рано или поздно идея осознанного и ответственного гражданства овладеет массами — так же, как идея ответственного родительства, например. Вот с этого момента в стране и начнутся перемены. Решительные, а главное — настоящие.