Треш с траншем. Апрельские тезисы о сотрудничестве с МВФ

Сотрудничество с МВФ не направлено на преодоление макроэкономического кризиса. Оно не предусматривает содействия экономическому росту. Это изначально понятно, и обвинять в чем-то фонд несправедливо и бессмысленно

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники
Related video

Выделение многострадального очередного транша кредита МВФ Украине вновь вызвало в экспертных кругах обсуждение вопроса о целесообразности и результатах сотрудничества нашей страны с фондом. Попробую обосновать его негативные последствия на основе всего трех тезисов.

Первый. Идеология МВФ давно устарела. По сути, она базируется на определенной модификации "золотого стандарта". Это влечет за собой ложное целеполагание, навязываемое странам-заемщикам в обмен на предоставление кредитов фонда. Здесь необходимо детальное пояснение.

В мировой истории был длительный период, на протяжении которого деньгами считались золото и серебро (сами по себе или в виде монет). Со временем такая денежная система начала испытывать проблемы вследствие тривиального недостатка драгоценных металлов. Особенно сильно это проявилось в XVIII веке. Результатом был постепенный переход к использованию бумажных денег, обеспеченных золотом. Новая система базировалось на том, что все бумажные деньги, эмитированные государством, были обеспечены золотом. Госорган, ответственный за денежное обращение, превращал любое количество бумажных денег своей страны в золото (или наоборот) по установленному им фиксированному обменному курсу.

Важной датой является 1844 год. Тогда Великобритания, наиболее сильное в военном и экономическом плане государство мира, приняла золотой стандарт. Военное и экономическое лидерство, а также успешная империалистическая политика позволили Великобритании постепенно установить золотой стандарт в мире. Таким образом, золото стало инструментом международной торговли.

Имевшим торговый дефицит государствам приходилось кораблями направлять золото своим торговым партнерам. Приток золота давал возможность странам, имевшим профицит во внешней торговле, печатать больше бумажных денег. Это, в свою очередь, вело к росту спроса в экономиках стран, являвшихся нетто-экспортерами. В тех случаях, когда спрос увеличивался быстрее, чем возрастали производственные возможности экономики, возникающая инфляция делала экспорт менее выгодным. Это приводило к ухудшению торгового баланса. Что касается государств, являвшихся нетто-импортерами, то здесь отток золота заставлял правительства изымать из обращения бумажные деньги. В результате снижались объемы производства и импорта, увеличивалась безработица. Правда, в этих странах падали цены.

"Сосредоточенность преимущественно на получении кредитов от МВФ, а именно это мы видим в исполнении власти - путь к консервации технологической отсталости, окончательной деиндустриализации и экономической деградации Украины"

Такова была практика. Но теоретическое обоснование золотого стандарта рисовало совсем иную картинку. Считалось, что если исчисленная в золоте цена некоего товара в одной стране была выше цены схожего товара в другой стране, то банальный "географический арбитраж" (им и являются экспортно-импортные операции) вел к выравниванию цен во всех государствах. И, как утверждали теоретики, система международной экономики приходила к состоянию равновесия — мол, цены на аналогичные товары во всех странах были близки к одинаковым.

Но теоретики не учитывали таких важных факторов, как скорость проведения "географического арбитража" и время адаптации экономик. И то и другое происходило весьма неспешно. Государства-импортеры, из которых происходил отток золота, не могли ждать естественной адаптации, поэтому им приходилось подавлять экономическую активность. В свою очередь, государства-экспортеры имели возможность продолжать накапливать золото, сохраняя действующую у них экономическую политику. Следовательно, процесс адаптации осуществлялся благодаря падению экономической активности в странах-импортерах, а стабильность цен на золото обеспечивалась вынужденным нерациональным использованием ресурсов. Источником проблем с торговыми потоками считались именно государства-импортеры. Но танго всегда танцуют двое!

Ведущие экономисты искали меры, направленные на замену золотого стандарта, тормозящего динамику мировой экономики. Лорд Дж. М. Кейнс предлагал механизм решения проблемы, который состоял в введении международной расчетной единицы, которую предлагалось назвать "банкор". Его курс должен был определяться по отношению к золоту, а курсы всех валют выражались бы в банкорах. По мнению Кейнса, банкор призван был заменить национальные валюты в международных расчетах и должен был превратиться в мировую резервную валюту. Это предложение было одним из составляющих архитектуры Бреттон-Вудской валютной системы. В канонической версии оно не было реализовано — мировой резервной валютной стал не банкор, а доллар США, золотое содержание которого Америка обязывалась поддерживать (что она довольно неохотно делала до 1971 года). Будь идея Кейнса реализована, она не решала бы проблем, так как лежала в парадигме золотого стандарта. Еще одна идея Кейнса, состоящая в предоставлении автоматических кредитных линий для государств с дефицитом платежного баланса, нашла воплощение при создании МВФ, а также в идеологии его работы. Но без автоматического предоставления займов. Иначе наше государство пользовалось бы таким благом неустанно (позволю иронию с горьковатым привкусом).

"МВФ продолжает фетишизировать вопрос торговых балансов. Тем самым, вынуждая страны, претендующие на получение кредитов, руководствоваться ложным целеполаганием"

Маниакальная приверженность МВФ идеям необходимости коррекции торговых балансов и нежелательности его дефицита заставляет потенциальных получателей кредитов ставить во главу угла своей экономической политики не технологическое развитие, не инновации, связанные с разработкой новых продуктов и услуг, а позитивный внешнеторговый баланс. Заставляет стремиться к положительному внешнеторговому балансу, поскольку якобы только это может дать надежду на экономическую стабильность — в том виде, в котором ее понимают специалисты МВФ, то есть в парадигме золотого стандарта.

Итак, после Второй мировой войны Бреттон-Вудская система и МВФ двинулись путем, ранее проторенным золотым стандартом" Но даже спустя 45 лет после того, как Бреттон-Вудс прекратил существование, МВФ продолжает фетишизировать вопрос торговых балансов. Тем самым вынуждая страны, претендующие на получение кредитов, руководствоваться ложным целеполаганием.

Второй. Ложное целеполагание может привести к позитивным результатам. Но лишь в силу счастливой случайности. Главный эффект кредитов МВФ заключается в дополнительном времени, которое страна получает (за счет его кредитов) для выравнивания внешнеторгового баланса. Его нельзя недооценивать, но и переоценивать не стоит. Тем более что вместе с течением времени в Украине продолжается деиндустриалиазции экономики, падает уровень жизни населения.

Как показывает практика многих стран, сотрудничество с МВФ не направлено на преодоление макроэкономического кризиса. Оно не предусматривает содействия экономическому росту. Это изначально понятно, и обвинять в чем-то фонд несправедливо и бессмысленно: МВФ предоставляет странам-заемщикам кредиты только в обмен на гарантии проведения жесткой антиинфляционной политики. Такая политика нецелесообразна сейчас в Украине, так как без применения неокейнсианских методов и без промполитики при активном участии государства качественный экономический рост в Украине маловероятен. Критерии кредитования от МВФ отрицают промышленную политику, что категорически недопустимо для деиндустриализованной экономики Украины! Сосредоточенность преимущественно на получении кредитов от МВФ, а именно это мы видим в исполнении власти, — путь к консервации технологической отсталости, окончательной деиндустриализации и экономической деградации Украины.

Третий. Элиты не могут и не хотят. Непонимание изложенного отечественными властными "элитами" свидетельствует либо об их интеллектуальной ограниченности, либо о том, что судьба страны их не интересует. Впрочем, не стоит отрицать одновременного присутствия двух этих факторов. Главные проблемы государств (не только Украины) часто заключаются не столько во внешних врагах или неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, сколько в нежелании властных элит качественно исполнять свои обязанности, тщательно изучив перед этим экономическую составляющую. Но это уже совсем другая история…