Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Библиотеки умирают. Да здравствуют литературные шоурумы

Библиотеки умирают. Да здравствуют литературные шоурумы

Почему в современном мире важно быть креативным и надеяться только на себя

29950

Люди из креативных индустрий зачастую попадают в нее с образованием в сфере искусства, культуры или другим подобным бэкграундом, никак не связанным с предпринимательством. Поэтому им тяжело понять и принять рыночные принципы.

Я столкнулась с этим и в Украине, на фестивале культурных и социальных проектов Startup Kultur 2017, который проходил под эгидой Goethe-Institut. Обычно бизнес сконцентрирован именно на получении доходов, а в различных социальных кампаниях это неуместно. Но именно деловое мышление позволяет сделать ваши идеи действительно эффективными и жизнеспособными.

Я знаю, что в Украине большинство учреждений вроде библиотек, музеев и театров содержатся из государственного бюджета и что этих денег обычно не хватает. Если вы думаете, что у нас в Германии все хорошо с бюджетным финансированием культуры, то вы ошибаетесь. Все эти организации постоянно жалуются на нехватку денег. Но при этом большинство из них уже поняли, что ждать нечего – нужно учиться быть креативными и искать новые способы найти деньги. Тем более, что способов этих может быть очень много. 

Скажем, библиотеки вполне осознают, что против интернета шансов у них нет. Уже сейчас для молодежи немыслимо идти в какое-то специальное место, чтобы листать бумажную книгу в поисках информации. Рано или поздно такие учреждения окончательно превратятся в мертвые склады бумаги, а вся информация будет доступна в Сети.

Поэтому из хранилищ информации библиотеки активно трансформируются в магазины, ярмарки, кофейни, учебные пространства или шоурумы с литературным уклоном.

Мир меняется. Библиотеки перестали выполнять работу хранителя информации, поэтому либо их не будет вообще, либо найдут себе новое занятие. Мы ведь не ругаем мир за то, что ему больше не нужны трубочисты, так почему же возмущаемся, что старый формат библиотек уже отмирает? 

У всех подобных учреждений есть выбор: либо пойти по пути упреков и сожалений, либо искать новые возможности. Тем более, что инновации, которые убивают старые уклады, одновременно дают множество возможностей построить что-то новое.  

Например, люди давно скидывались деньгами на что-то хорошее. Меценаты сообща строили больницы, школы и прочее полезное. Но теперь этот инструмент доступен вообще для всех – благодаря Kickstarter, Indiegogo или украинскому Спільнокошту. 

Краудфандинг – один из самых очевидных методов привлечения средств на важные дела. Но использовать его нужно с умом.

Есть известное правило, что первые деньги на проекты приходят от трех F: family, friend, fools. То есть семья, друзья и дураки. Именно они позволяют вам начать делать хоть что-то

А вот на следующем этапе уже хорошее время для краудфандинга. Но тут многие люди совершают ошибку. Они думают, что достаточно просто повесить информацию о проекте, попросить прислать денег – и ждать богатства. Это так не работает. Вам нужны люди, которые уже за вас. Которые точно придут, дадут денег и посоветуют поступить так же своим друзьям. Перед тем, как выходить на краудфандинг, придется провести большую работу по поиску соратников, подготовить почву в социальных сетях, показывать свои идеи на фестивалях и тому подобное – без этого ничего не получится.

Особенно эффективным бывает краудфандинг в формате предпродажи. Вы просто объявляете: ладно, если мы соберем 10 тыс. евро, то у нас получится выпустить этот продукт или открыть эту выставку – и вы сможете воспользоваться результатом одним из первых. Фактически, вы заранее продаете то, чего у вас еще нет. В 2013 году в Амстердаме придумали телефон, который создавался без малейшего вреда для окружающей среды. Но на его разработку и производство нужны были деньги, которых у авторов, конечно же, не было. Инициаторы проекта вышли на краудфандинг – и в итоге выпустили уже две модели гаджета под названием Fairphone. 

Но краудфандинг – лишь один из методов нестандартного поиска денег. В Индонезии, например, есть успешный проект, в рамках которого страховая компания оформляет полисы всем, кто принесет им достаточное количество мусора. Фактически, люди платят за страховку различными перерабатываемыми отходами: бутылками, бумагой и тому подобным. Затем компания продает этот мусор и таким образом окупает свои расходы.

Все оказываются в выигрыше: улицы очищаются, страховщик зарабатывает, а люди получают свои полисы. Это пример того, насколько нестандартным могут быть способы обращаться с деньгами в важных социальных проектах. 

Но сейчас я скажу странную вещь: деньги – это не главное. Люди из культурных и социальных проектов часто жалуются на нехватку средств. В ответ я всегда спрашиваю: а они точно вам нужны? Для чего именно? Скажем, мне отвечают: ну, надо арендовать помещение. Тут и кроется нестыковка – вполне возможно, что ничего арендовать не нужно, а найдутся люди, которые проникнутся вашими идеями и будут готовы предоставить свою локацию совершенно бесплатно. Так зачем тогда вам деньги? 

Это очень частая ошибка – концентрироваться на нехватке чего-то. На самом-то деле весомую часть потребностей различных проектов можно закрыть волонтерами или бартером. Знаете, у других людей не так уж много свободных денег. Возможно, у компании по производству газировки нет финансов, чтобы проспонсировать вас, но у них точно есть напитки, которые вы можете продать на благотворительной ярмарке, чтобы получить эти деньги. Если вам чего-то не хватает, постарайтесь думать не только о том, где это взять, но и чем можно заменить. 

Современность действительно меняется очень стремительно. Выбор за нами – либо меняться вместе с ним, либо остаться трубочистами в мире нейросетей и беспилотных автомобилей. 

А теперь позвольте дай вам несколько советов. 

Наверняка где-то впереди у вас есть большая и важная цель. Но помните, что к ней ведут маленькие шаги. Делайте их. Не ждите момента, когда все будет готово, чтобы сразу сделать что-то масштабное, начинайте с малого. Самый первый шаг может все изменить, всю идею – и даже саму цель. Например, вы хотите показывать людям современное искусство. Логично предположить, что вы будете стараться найти финансирование и открыть музей. Но вполне возможно, что на полпути выяснится: гораздо эффективнее показывать искусство не на постоянной площадке, а в формате фестиваля. Предпочитайте практику, а не теорию и долгое планирование. 

Если никто не приходит на ваш фестиваль или не стремится на выставку, которую вы организовали, то подумайте: может быть дело не в том, что люди плохие, а в том, что им нужно нечто другое, чем думаете вы? Всегда задавайте вопросы о своем продукте – и себе, и другим людям.  

Ваша целевая аудитория, те люди, для которых вы что-то делаете, в большинстве случаев не те же самые люди, которые дадут вам денег на проект. Ищите возможности не только в своей сфере. 

Не надейтесь на банки. Конечно, у них много денег и, в целом, они созданы, чтобы вкладывать куда-то деньги, но точно не в инновационные или социальные стартапы

Финансистам недостает фантазии, чтобы поверить в проект, скажем, обмена мусора на страховки или не вредящего природе телефона. Обычно банки и различные бизнес-ангелы готовы начать помогать вам тогда, когда помощь вам уже не очень-то нужна. Не рассчитывайте, что чужие деньги свалятся на вас в тот момент, когда вы только начинаете, и нуждаетесь в них сильнее всего.

304
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.