Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Спасите наши ОПы

Что стоит за лозунгом «Давайте поддержим отечественного производителя (ОП)»
000

 
Кто не любит ОП? Все любят. ОП создаёт рабочие места, делает инвестиции и не вывозит заработанные деньги за границу. В других странах – ещё и платит налоги. 

Стандартный ответ защитникам ОПов: «Вот сами и потребляйте продукцию своих производителей, а потом уже нас призывайте». Российский премьер Путин недавно купил себе «Ниву». Трудно представить, как он на ней будет ездить, не купив ещё и эксклюзивной станции автосервиса. Перед тем как призвать украинского президента пересесть на «Таврию», предлагаю разобраться: кого и от кого защищать? 

Национальная принадлежность производителя определяется либо тем, в какой стране он добавляет своему товару максимальную добавочную стоимость, либо гражданством владеющих им и получающих денежную выгоду от его деятельности физических лиц. 

Сразу скажу, что страна, в которой фактически производится конечный продукт или услуга, не имеет никакого отношения к вопросу – иначе Nike следует считать китайским производителем. 

Сначала разберёмся со вторым аргументом: национальной принадлежностью владельцев. Он очень слабый. Продажа компании другому собственнику занимает один день. Вспомним завод в Кривом Роге, проданный известному индийскому капиталисту – вот был завод ОПом и вдруг на следующий день перестал им быть. При этом на производстве ничего не изменилось. 

«Потребители вынуждены покупать худшие товары по более высокой цене»


О многих украинских олигархах уже и неизвестно, гражданами каких стран они являются. Это что-то меняет в их бизнесе? Пока он был гражданином Украины, его бизнес надо было защищать, а как только стал израильтянином – так сразу и не надо? 

Владелец известного пивного бренда заявляет о том, что его пиво – «единственное настоящее украинское» в отличие от конкурирующих марок. Но они производятся из того же сырья украинскими работниками, продаются украинскими магазинами. В конце концов имеют похожий вкус. В чём разница? А в том, что другими компаниями владеют иностранные собственники. Где же тут логика? 

Ну а с первым аргументом ещё проще. Современный мир настолько взаимосвязан, что, взяв даже простой продукт, порой очень трудно определить, кто и насколько много в него добавил стоимости. 

Вот недавно Boeing проиграл тендер на $150 млрд. на поставку самолётов-заправщиков Пентагону. Проиграл европейской Airbus, потому что просил больше, предлагая худшие характеристики техники. И позже через своих лоббистов добился отмены результатов тендера на основании защиты его как ОПа. А Airbus заказала независимое исследование, которое выяснило, что в её самолётах-заправщиках не менее американских комплектующих (по стоимости), чем у Boeing. 

В большинстве случаев подразумевается, что ОПы создают нечто реальное – «торгаши и посредники» не в счёт. Тем, кто считает, будто посредники не создают ничего реального, надо срочно обновить своё понимание экономики. Ещё 40–50 лет назад сырьё и рабочая сила занимали в цене конечного товара примерно 80%. Теперь – от 5% (кроссовки известного бренда, изготовленные в Китае) до 50% (хороший автомобиль). И когда вы платите 3 гривны за бутылку пива в киоске, вам не важно, сколько копеек идёт на сырье, а сколько на рекламу, оплату труда дистрибьютора или на содержание самого киоска. 

Есть известная экономическая теория о том, что чем меньше и сконцентрированнее лобби, тем оно более успешно. Чем больше материальных выгод может потерять эта маленькая группа, тем более яростно борется она за свои интересы. Вот так и получается: защищаешь ОПа – получаешь рифмующееся с ним слово из четырёх букв, ведь в результате потребители вынуждены покупать худшие товары по более высокой цене. 

Поэтому, хотя это и безнадёжный проект, я хочу присоединиться к тем, кто лоббирует интересы отечественных, но потребителей. 

P.S. Кстати, хочу объявить конкурс на лучшее определение ОПа. Кто предложит определение, в котором я не смогу найти изъяна, – получит ящик хорошего пива с доставкой на дом.

Peter.Chernyshov@slavutich.com

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.