Сжатая пружина. Смогут ли МВФ и ЕС и дальше охлаждать украинский "схемотоксикоз"

Почему в этом году мы все чаще будем чувствовать дежавю

Related video

Делать бизнес-прогнозы на предвыборный год — дело неблагодарное. Ждут ли экономику страны значительные изменения? Скорее нет. 2018-й — время политического противостояния и популизма. Пока предвыборные баталии будут набирать обороты, экономика, скорее всего, останется на уровне 2017-го. Предпосылок для реального, а не декларативного роста нет.

Не стоит ожидать масштабных и, возможно, непопулярных реформ от власти. Ведь цена ошибки — проигрыш на выборах в 2019-м. Так что пружину развития экономики будут держать сжатой во избежание громких скандалов и потрясений. Даже бюджет развития на этот год с рекордными за всю историю Украины доходами и расходами — всего лишь красивый план, где огромная сумма поступлений предусмотрена за счет приватизации, которую мы ждем не первый год. Равно как год от года слышим обещание снизить уровень инфляции, но вместо этого НБУ запускает печатный станок, наводняя рынок ничем не обеспеченными гривнами.

И все же покупательная способность украинцев, во всяком случае официально рассчитанная государством, растет. По данным Госстата, розничный товарооборот за январь — октябрь 2017-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 8,2%. При сохранении этой динамики к концу 2018-го потребительские настроение украинцев будут почти идентичны дореволюционному 2013 году. В теории это должно привлечь инвесторов и дать толчок для развития малого и среднего бизнеса.

Понемногу Украина справляется с шоком 2015-го, когда потеряла главный рынок сбыта — Россию

Экспорт нашей продукции в прошлом году рос. По данным Госстата, за первые 10 месяцев 2017-го Украина экспортировала товаров на $35,2 млрд, что на 20,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в структуре украинского экспорта существенно возросла доля промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью. Если на биржевых товарных рынках в этом году сохранится оживление 2017-го, в стране будет валюта, а значит, обойдется без резкой девальвации гривны.

Впрочем, оживления бизнес-среды из-за рисков, которые кроются в политической плоскости, можем и не дождаться. И высокая вероятность дестабилизации на Донбассе — далеко не главная возможная причина. Есть масса куда более явных. Это и проволочки с реформированием судебной системы, и работающая "по-минсдоховски" Фискальная служба с руководством из бывших подчиненных беглого Александра Клименко, и СБУ, удерживающая лидерство в проведении безосновательных обысков предприятий. Добавьте сюда Минфин, не умеющий справляться с махинами госбанков, и окажется, что такие проблемы способны в два счета отпугнуть последних инвесторов и окончательно загнать предпринимателей в серую зону.

В этой ситуации остается надеяться на жестких переговорщиков из МВФ и ЕС, все еще способных остужать "схемотоксикоз" отечественных элит, и нервно ждать, не "выстрелит" ли сжатая пружина развития экономики в 2019 году.