Больное место. Жизнь в Украине станет еще менее комфортной

О земле, которая безвозвратно упустила данные ей возможности

Фото: Константин Николаев
Фото: Константин Николаев
Related video

Не первый раз замечаю, что возвращение в Украину из-за границы всегда связано с неприятными ощущениями. Крайний раз все оказалось банально.

Перелет из тропической Шри-Ланки в родной мороз закончился для меня двумя неделями простуды. Но речь о другом — о некоем ощущении глобальной неустроенности и серости, которое возникает на родной земле после возвращения на нее хоть из солнечной Малайзии, хоть из идентичной по климату Польши. Ощущение того, что из нормальной страны ты прибыл в Failed state, землю, которая безвозвратно упустила данные ей возможности.

Думается, подобные мысли возникают не только у меня. Об этом напоминает Революция достоинства, которая произошла четыре года назад. Готовность десятков тысяч людей стоять под пулями и рисковать жизнью свидетельствует о том, что в своей стране они чувствовали себя крайне неуютно и даже полную неясность послереволюционного будущего предпочли "стабильности" времен Януковича.

То, что о подвиге сотен Майдана практически забыли, тоже можно объяснить одним: тем, что реальных изменений к лучшему за последние четыре года оказалось слишком мало. За разрыв с Россией мы заплатили войной, потерей территорий, обваленным экспортом и курсом гривны. А в качестве компенсации получили разве что безвизовый режим с ЕС, которым, впрочем, в реальности может воспользоваться мало кто из украинцев.

При этом власть уже давно забыла об обещанных реформах, а отсутствие сколько-нибудь внятной государственной политики маскирует популистскими шагами наподобие "черных списков" российских артистов, критерии составления которых авторы объяснить не способны.

Вряд ли можно говорить и о том, что за прошедшие со времен Майдана четыре года Украина стала правовым государством

Это красноречиво доказывает хотя бы недавняя реадмиссия в Польшу Михеила Саакашвили. Сначала в отношении политика открывают уголовное дело, в котором у него статус подозреваемого, а затем волокут его за волосы в Борисполь, чтобы выдворить из страны. После этого подозреваемый оказывается вне зоны досягаемости украинских правоохранителей. В итоге он улетает не экономклассом рейсового самолета, как обычные депортированные, а бизнес-джетом, оплаченным непонятно кем.

В ближайшие годы жизнь в стране, вероятно, станет еще менее комфортной. На предстоящих выборах уставшие украинцы проголосуют за политиков-популистов, которые будут много обещать, но делать еще меньше, чем делает власть сейчас.

Впрочем, надежда на лучшее есть. Во время Майдана украинцы поняли, что нельзя терпеть вечную боль, возникающую от самого факта жизни в Украине. Спустя определенное время мы обязательно осознаем, что лишь сами способны изжить эту боль из своего тела. Перестанем верить властям, бояться их и тем более что-то у них просить. Вместо этого возьмем власть в свои руки. И эти достойные руки найдутся.