Скрипаль на крыше. Выше ГРУ есть только одно место - Кремль

Дипломатический эвфемизм Терезы Мэй "выше, чем ГРУ" - это такой фиговый листок, который вместо сокрытия "непристойности" прямиком на нее указывает

Коллаж: Yenicag.Ru
Коллаж: Yenicag.Ru
Related video

Недавнее выступление Терезы Мэй в британском парламенте придало новый импульс делу об отравлении Скрипаля и его дочери. Премьер-министр заявила, что россияне Петров и Боширов, которых Лондон подозревает в совершении данного теракта, являются сотрудниками ГРУ.

И что, пожалуй, еще более важно – по словам Мэй, "их действия в Солсбери были почти наверняка утверждены на более высоком уровне, чем ГРУ. Дипломатический эвфемизм "выше, чем ГРУ" - это такой фиговый листок, который вместо сокрытия "непристойности" прямиком на нее указывает. Потому что выше ГРУ располагается лишь одно место: Кремль.

В России, естественно, от Петрова с Бошировым открестились. Искать их Москва не собирается. По крайней мере, пока Лондон не обратиться с официальным запросом. Эта стандартная реакция, однако, менее всего интересна в нынешней ситуации. В Великобритании давно поняли, что Россия – это обычный прохиндей, с которым если играть по правилам, с соблюдением процедуры (запрос, ожидание ответа и т.п.), то ничего добиться нельзя.

Поэтому никто и не собирается запрашивать у РФ экстрадицию этой парочки. Британцы поступили проще: выпустили европейский ордер на их арест, обвинения против Боширова и Петрова (или как их там по-настоящему зовут), не будут иметь срока давности. Если их задержат в какой-либо стране ЕС, ее власти обязаны будут передать их Великобритании. Хорошо бы, конечно, чтобы ордер имел более широкую географию, но пока так.

С Путиным никто не собирается договариваться. Что вполне логично: когда это, спрашивается, следствие договаривалось с заказчиком убийства?

Против него собирают улики, чтобы потом представить в суде. Этот процесс обещает быть успешным, поскольку позицию Великобритания сразу поддержали США, Франция, Германия и Канада. Они выразили полную уверенность, что содеянное – дело рук агентов российской военной разведки, и из всего этого торчат путинские уши.

Но на этом неприятности для Путина не закончились. В полном согласии с поговоркой про беду, которая не ходит одна, в The New York Times появилась публикация, из которой следует, что и отравленный полонием Литвиненко, и выживший после применения "Новичка" Скрипаль работали на разведку Испании, помогая той разбираться с российскими криминальными авторитетами, которых так манили виллы на Коста-дель-Соль. Кто-то может сказать: ну помогали и помогали. В чем интрига? Отвечу: в "славном" боевом прошлом нынешнего президента России. И его связях с преступным миром в лихие 90-е. С пресловутыми тамбовской и малышевской ОПГ.

По ним в Испании работали давно и плотно. В 2008 году даже задержали 20 россиян, часть из которых были "малышевскими". Им инкриминировали отмывание денег, торговлю оружием, заказные убийства, вымогательства, поставки наркотиков, подделку документов.

Однако, несмотря на подобные успехи, по словам представителя испанской полиции, которые приводит издание, она не знала, как действует российская организованная преступность. "Скрипаль, Литвиненко, - заявил он, - дали более точное представление о реальности". Литвиненко был убит как раз накануне поездки в Испанию...

Таким образом, получается, что покушение на жизнь обоих экс-агентов может быть связано не только с идеей чекистской мести, но и с чистой прагматикой: нет человека – некому рассказать о криминальном прошлом Путина, которое сегодня трансформировалось в еще более криминальное настоящее.

Впрочем, факты расправы сами по себе красноречиво характеризуют нынешнего правителя России. Вопиющи оба отравления. Но в случае со Скрипалем возникает целый синодик погибших, чьей единственной виной, по-видимому, было лишь то, что они являлись родственниками бывшего полковника ГРУ.

В 2010 году его и еще троих граждан России, отбывавших срок за шпионаж в пользу США и Великобритании, обменяли на десяток агентов российских спецслужб (граждан России), задержанных в США. В числе последних была и ставшая знаменитостью Анна Чапман. В общем, баш на баш. Однако после этой сделки на семью Скрипаля напал странный мор. В 2012 году умерла его жена. А затем, при загадочных обстоятельствах, ушли из жизни брат (2016) и сын (2017).

Ярчайший пример патологической мстительности Путина, после которой, как справедливо заметил Юрий Фельштинский, историк и соавтор Литвиненко по книге "ФСБ взрывает Россию", "была убита сама идея обмена шпионов двумя заинтересованными сторонами. Какой же теперь смысл обменивать одного шпиона на другого, если одна из сторон обмененного шпиона затем убивает!".

То есть ГРУ, по приказу своего высочайшего патрона, действительно нарушило все правила игры разведок. И в такой ситуации тем более становится бесперспективным вести с этими людьми хоть какие-то переговоры. Против них нужно бороться. Объединив усилия и зкручивая все возможные гайки.

Последняя плохая новость для Путина– очередные слушания по теме антироссийских санкций. На этот раз в Комитете Сената США по банковским и жилищным делам. Если коротко, то там пришли к необходимости их расширения и ужесточения. Прозвучала даже мысль, что в отношении России требуются грубые меры. Необходимо расшатать режим. Нужно поддерживать оппозицию в ближайшем окружении Путина. Нужно искать источники благосостояния российского президента и блокировать их. И во всех этих вопросах Европа должна действовать заодно с Америкой. И очень похоже на то, что такой альянс наконец заработает на всю катушку.

При этом в Сенате понимают, что борьба не обещает быть легкой и быстрой. Потому что Путин во многом консолидировал российское общество. Оно (несмотря на начавшиеся "пенсионные"роптания), готово если не жить, то выживать в течение длительного времени. И такая оценка вполне справедлива. Те, кто в самой России следит за тем, куда движется ее общество, тоже отмечают эту особенность: склонность к выживанию и способность все оценивать именно с точки зрения выживания.

Глеб Павловский, к примеру, пишет: "Есть только один вид результата, который считается у людей бесспорным при любом качестве, – выжить. Затрат не жаль, пока эта цель достигается. Система РФ не развивается как раз оттого, что успешно выживает... И Система, и Путин – баловни судьбы. Но судьба не выдавала страховки. Простейший способ оттолкнуть фортуну – ею злоупотреблять, приняв гибельные мостки, по которым так долго шел, за подмостки себя, вечно удачливого. Тут-то фортуна отворачивается от эквилибриста, чтоб не видеть финала".

Финала, который, похоже, уже наступает.