Чардаш на паспортах. Как обуздать Венгрию в Украине

Москва и Будапешт в вопросе посягательства на Украину во многом похожи 

Фото: HnB.com.ua
Фото: HnB.com.ua
Related video

Распространенное агентством Укринформ видео, на котором зафиксировано, как граждане Украины в венгерском консульстве в Берегово присягают Венгрии, добавило напряженности в двусторонние межгосударственные отношения. Но само действо не было сенсацией.

То, что Будапешт раздает на Закарпатье паспорта, давно уже стало секретом Полишинеля. Счастливчиков уже примерно сто тысяч человек. Однако новшество в другом: венгерский консул на этот раз пойман с поличным. На видео он советует свежеиспеченным "двойным гражданам" скрывать этот отрадный факт от украинских властей. Иными словами, дипломат осознает, что нарушает законы страны, в которой он выполняет свою высокую миссию.

Но это его не останавливает, как вора не останавливают заборы, замки и наличие сигнализации. Если он дока в своем деле. Либо по каким-то соображениям уверен в собственной безнаказанности.

То, что консула нужно высылать из страны, сомнений нет. Пусть он, как выразился глава украинского МИДа Павел Климкин, отправляется "выдавать венгерские паспорта в Будапешт. И никак не украинским гражданам. Там удобнее". Вопрос лишь - остановит ли данный шаг те процессы, которые уже запущены на Закарпатье? И что нужно иметь в виду, пытаясь противостоять им?

Инцидент с распитием шампанского и проникновенными словами присяги: "Клянусь, что считаю Венгрию своей родиной. Буду верным гражданином, буду защищать и служить Венгрии. Да поможет мне Бог", - всего лишь звено в цепочке довольно действий, которые демонстрирует Будапешт на Закарпатье. И вряд ли последнее, если судить по его реакции.

Вместо того, чтобы найти дипломатические формулировки, типа: "венгерская сторона считает необходимым конструктивный диалог по данному вопросу" и т.п., - Будапешт играет политическими бицепсами. Обещает, например, в случае высылки венгерского консула предпринять "дальнейшие меры по замедлению европейской интеграции Украины".

Разговор с позиции силы стал почти традиционной манерой поведения для венгров

Создается впечатление, что они все время проверяют: проглотит украинская сторона по-тихому очередную горькую пилюлю или поднимет шум. В последнем случае глаза венгерских государственных деятелей источают прямо-таки ангельское недоумение: мол, чего они там, в Киеве, так переполошились? Проблема-то яйца выеденного не стоит. Какой сепаратизм? Какое вмешательство во внутренние дела?

Вот недавний пример. В начале августа стало известно, что в венгерском правительстве создали должность "куратора Закарпатья". Звучит она так: "Уполномоченный министра по вопросам развития Закарпатья и программы развития дошкольных учебных заведений Карпатского бассейна". Украина возмутилась: По какому праву вы тут, на нашей территории, хозяйничаете? Этак и Россия, как выразился один из украинских чиновников, может назначить какого-нибудь "уполномоченного" для каких-то восточных областей… Будапешт изобразил невинность и пообещал название должности изменить.

Да, Венгрия не располагает такой армией, какая имеется у РФ. И представить себе "зеленых человечков" в мадьярской форме где-нибудь в Виноградове сложно. Однако очень многое в действиях Москвы и Будапешта похоже. Прежде всего, пренебрежительное отношение к украинскому праву.

Россия в 2014-м году плевать хотела на то, что референдум о выходе региона из состава Украины – вещь, законодательно невозможная. По крайней мере, в том виде, в каком это было реализовано в Крыму. Полуостров нагло прихватили, как чужой, но привлекательный чемодан. Потерли руки. Рассказали о скрепах.

Венгрия сегодня точно так же плюет на то, что в Украине не существует двойного гражданства. Еще и поучает: вы же в ЕС хотите. Ну так будьте европейцами, оформите возможность получения второго паспорта. Это общая практика для стран Старого Света. Но, во-первых, не общая. К примеру, в Австрии и Словакии существует запрет на множественное гражданство. И в последней, где проживает полмиллиона венгров, запрещено получение венгерского паспорта под угрозой четко прописанной процедуры наказания.

А во-вторых, даже если бы Украина одна-единственная шла не в ногу с ЕС, это все равно не могло быть поводом для того, чтобы действовать в отношении нее с проворством рыцаря плаща и кинжала.

Хотите – убеждайте Киев в необходимости введения второго (третьего, двадцать пятого) гражданства. Хотите - ставьте барьеры на пути в Евросоюз. Но пока у нас поменяется закон (а это прерогатива Верховной Рады Украины, а не Национального собрания Венгрии), раздача "слонов, наибов" и венгерских паспортов – это вмешательство во внутренние дела страны. И Киев просто обязан реагировать на это жестко. О каких бы благих намерениях венгерская сторона в этой ситуации ни рассказывала.

В конце концов, ползучий сепаратизм в виде развеселого паспортного чардаша ненамного лучше того, что въезжает на танке и с "калашом" в руках

Другое дело, что забота о нацменьшинствах должна укорениться в культурной политике внутри Украины и отвечать международным стандартам. И если Венецианская комиссия делает заключение о том, что новый украинский закон об образовании несет в себе элементы дискриминации, на это следует реагировать – оперативно и с пониманием последствий. Зачем лишний раз давать тому же Будапешту повод бороться за идеалы "венгерского мира" на украинской территории?

Москва и Будапешт в вопросе посягательств на Украину похожи вот еще чем. В конфликте с Киевом они оба имеют адресатом еще одну сторону – Вашингтон. Кремль в свое время вступил в явное противостояние с Белым домом, расписав и воплотив сценарии в Крыму и на Донбассе. У Орбана – цель иная. Он хочет стать партнером Трампа в Евросоюзе, с которым у нынешнего президента США отношения довольно сложные.

Ради того, чтобы вклиниться в образовавшийся зазор, венгерский премьер готов даже дистанцироваться от Москвы. Последние заявления Будапешта – например, о том, чтобы не продлевать антироссийские санкции ЕС автоматически - не должны вводить в заблуждение. За последний год Венгрия сделала целый ряд шагов для того, чтобы оставить вакантным место самой пророссийской страны Европы кому-то другому. После покушения на Скрипаля 9 из 28 стран Евросоюза не стали высылать российских дипломатов. Однако Венгрия не была в их числе.

Во время избирательной кампании в парламент Орбан довольно рьяно эксплуатировал антироссийскую риторику. Отчего даже пострадал евродепутат оппозиционной партии Jobbik Бела Ковач. Его называли российским агентом еще в 2014-м, однако официальные обвинения предъявили как раз накануне выборов. Наконец, во время июльского саммита НАТО в Брюсселе Орбан назвал Россию угрозой для Европы.

Все эти действия не имели бы смысла, если бы не цель, которой они служат: привлечь внимание администрации США. Задружить с Вашингтоном. Даже конфликт с Украиной в определенной степени служит тому же: получить возможность обсудить его в Белом доме. А по ходу – стать его партнером в Европе. Но при таких раскладах и Киеву никуда не деться от того, чтобы перенести украинско-венгерскую дискуссию поближе к апартаментам Дональда Трампа.

Украине вряд ли удастся в ближайшие годы стать ключевым партнером Вашингтона в регионе, таким, каким является Израиль на Ближнем Востоке. Но в нашей ситуации есть и повод, и основание к этому стремиться. Как есть резон вести себя в некоторых случаях с той же степенью жесткости, с какой это делает Тель-Авив, когда его соседи проявляют агрессию. Речь не идет о применении военной силы. Достаточно будет пристального внимания ко всему тому, что делают наши ближайшие соседи в Европе, и сильных дипломатических шагов. Плюс дружбы с Вашингтоном, который в Украине нуждается уж во всяком случае не меньше, чем в Венгрии.