Не спрячетесь. Как приучить олигархов платить налоги

Любые экономические изменения в нашей стране обречены на инерционное угасание 

Related video

В Мадриде во время 70-го конгресса Международной налоговой ассоциации подвели итоги внедрения Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) — плана по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Данные меры имплементируются в ЕС и странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В США существует еще и система налоговой отчетности по зарубежным счетам, которая контролирует доходы американских граждан в других государствах.

Суть этих мер заключается в постепенной замене валютного контроля налоговым, то есть в случае полной уплаты налогов любой контрагент по умолчанию должен обладать абсолютной мобильностью по управлению своими валютными активами. Для Украины, которая до сих пор не может выбраться из объятий административного спрута и обеспечить инвесторам валютную либерализацию, задача по разблокировке инвестканалов — краеугольный камень реформ.

Любые экономические изменения в нашей стране обречены на инерционное угасание по двум ключевым причинам: из-за нехватки инвестиций и размывания налогооблагаемой базы нашими финансово-промышленными группами, в результате чего от 10% ВВП ежегодно теряется в многоуровневой системе налоговой оптимизации.

И если в рейтинге глобальной конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума Украина занимает 83-е место из 140 стран, то по уровню нелегального оттока капитала мы регулярно попадаем в двадцатку "лучших" государств.

По данным Global Financial Integrity (США), из Украины ежегодно выводится от $11,7 млрд до $21 млрд. А по данным Tax Justice Network, с 1990-го по 2010 год "утекло" $167 млрд, генерированных нашей экономикой. Это почти в полтора раза больше нынешнего показателя ВВП Украины.

Такой рейтинговый разброс закономерен — отток капитала является причиной падения конкурентоспособности национальной экономики, а снижение экономической эффективности — спусковым крючком, активирующим вывод финансовых активов за рубеж.

По сути, перед нами онтологический круг бедности, умножающий на ноль любые "пакеты реформ"

И этот круг нельзя ослабить. Его можно лишь разорвать.На карте имплементации стандартов BEPS Украина пока в списке 26 "оранжевых" стран, которые эти нормы в должной мере не используют.

В рамках сотрудничества с BEPS подписаны соглашения о применении — конвенции, которая отменяет систему налоговых льгот, уточняет понятия "резидентства" компаний, а также усовершенствует механизм налоговых споров. Кроме того, в странах — участниках соглашения отныне вводится понятие "деловая цель", то есть если транзакция обусловлена не реальной деловой целью, а оптимизацией налогообложения, то она выводится из режима льготного налогообложения.

Благодаря внедрению единого стандарта налоговой отчетности, страны-участники могут в автоматическом режиме обмениваться друг с другом информацией о конечных бенефициарах контролируемых иностранных компаний (КИК). А ведь именно с помощью КИК отечественные олигархи продают добытую в Украине руду и выращенное в стране зерно через фирмы-прокладки, зарегистрированные на венских и амстердамских бомжей.

Так они оптимизируют до 30% экспортной выручки. Контроль за КИК позволит установить прозрачные механизмы налогообложения по всей цепочке компаний; "правильно" прочитать финансовую отчетность наших ФПГ по всем странам, где они осуществляют операционную деятельность; установить нормы ограничения финансовых операций со связанными лицами, то есть применить трансфертное ценообразование.

Еще одним инструментом борьбы с уклонением от уплаты налогов станет применение General Anti-Avoidance Rules — правил борьбы государства с системными неплательщиками. Это изучение прежде всего бизнес-деятельности клиента, а также его имущественного и финансового состояния.

Предстоящее принятие разработанного Минфином и НБУ закона, имплементирующего план действий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы, станет лишь первым шагом. Нужны еще минимум два: неизбирательное применение норм BEPS фискальными органами и финмониторингом, а также применение данных стандартов в судах на базе честного и эффективного правосудия.

В случае провала имплементации данных стандартов страну могут поместить в черный список Международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, что чревато не только потерей инвестиций, но и ухудшением операционных возможностей наших экономических агентов и банков.