Романтики гордятся, негодяи торжествуют. С чем подошла Украина к пятой годовщине Евромайдана

Казалось, Революция достоинства в отличие от Оранжевой революции действительно изменит жизнь к лучшему. А получается, что Украина второй раз наступает на одни и те же грабли

Фото: Михаил Багинский
Фото: Михаил Багинский
Related video

"Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи". Фраза Томаса Карлейля в последнее время вспоминается мне гораздо чаще, чем хотелось бы. Мысленно я с ней спорю: нет, Томас, не всякую. Вон, например, бархатные революции в Восточной Европе…

Не помогает. Стрелка общественных настроений, несколько лет колебавшаяся между "зрадой" и "перемогой", все больше приближается к "зраде". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рейтинг действующего президента. Хоть на рейтинг поддержки, замерший у отметки 10%, хоть на антирейтинг, переваливший за 50%.

Похоже, лозунг "Армія, мова, віра" не очень-то работает. Лишь небольшая часть электората готова кушать идеологию – большинство упрямо предпочитает кушать еду. Большинству важнее достижения в экономике, но с ними у нас как-то не складывается.

Романтики гордятся участием в Революции достоинства и продолжают стоять на своем. Они задают себе вопрос: "А вышел бы я пять лет назад на Майдан, если бы знал, что это приведет к бойне в центре столицы, аннексии Крыма, войне в Донбассе с десятью тысячами жертв и нынешней ситуации, сильно далекой от того, за что боролись?". И оказывается, что этот вопрос риторический.

Да, вышел бы, отвечают сами себе романтики. Потому что нельзя молчать, когда страну разворачивают от демократии к диктатуре. Когда избивают мирных демонстрантов. Когда власть реагирует на миллионные протесты преследованием активистов и законами, направленными против гражданских свобод.

Пожалуй, романтики правы. Нельзя.

Но разочарованные прагматики правы ничуть не меньше.

Передо мной подборка сетевых плакатов зимы 2013–2014, призывающая выходить на Майдан и объясняющая, за что он стоит. За лекарства в больницах, за суды без взяток, за дороги без ям, против продажных чиновников, против ментовской и прокурорской крыши. В общем, за все хорошее против всего плохого.

Через пять лет после Евромайдана можно с грустной уверенностью сказать, что всех этих целей он не достиг.

Вряд ли кто рассчитывал на то, что после бегства Януковича и подписания договора об ассоциации с Евросоюзом на нас посыплется манна небесная. Понятно, что улучшение качества жизни — дело многих лет. Но вот пять уже прошло, а лучше не стало. Впрочем, самое печальное не это. Самое печальное то, что при сохранении нынешних внутриполитических тенденций улучшениям просто неоткуда взяться.

Революция наша оказалась не вполне революцией. Она поменяла власть, но не изменила систему власти

У отпетых негодяев все в порядке.

Рычаги управления страной перешли от одних олигархических группировок к другим, при этом методы управления остались прежними. Реформы подменяются имитацией реформ. Верховная Рада по-прежнему представляет собой инструмент лоббирования финансовых интересов и самый масштабный очаг коррупции. Уровень доверия к главному законодательному органу страны равен 5%.

При этом возможности изменить ситуацию к лучшему не видать днем с огнем.

Фаворит президентской гонки — беспринципная популистка. Конкуренцию ей пытаются составить представители старой гвардии, на которых негде ставить клейма. Все менее вероятная победа нынешнего президента сулит продолжение имитации и стагнации. В качестве предполагаемых новых политических лидеров фигурируют комик и певец.

С парламентскими выборами ситуация ничуть не лучше. По существу в стране нет ни одной политической силы, так или иначе себя не скомпрометировавшей. Увы, Евромайдан не привел к появлению партий, ориентированных на пресловутые "европейские ценности". Надежды, возникшие с приходом в Раду молодых активистов, тоже не оправдываются: один за другим они портят себе репутацию и сливаются с общей депутатской массой.

И последнее. Опять печальное.

Евромайдан начинался как демократический протест. В нем принимали участие разные силы, и националистические, несмотря на присутствие на трибуне Тягнибока и кричалку про нескачущего москаля, были в меньшинстве.

А теперь получается, что основными бенефициарами революции стали именно националисты. Это их Институт национальной памяти формирует нынешнюю государственную идеологию. Это их одиозный культ региональных героев пытаются распространить на всю страну. Это инициированный ими языковой законопроект №5670-Д, содержащий целый ряд дискриминационный статей, недавно принят в первом чтении.

Так что же, Евромайдан был зря?

Нет. Даже несмотря на все вышеперечисленное, я так сказать не могу.

Если бы Янукович остался у власти и превратил Украину в подобие России или Беларуси, это лишило бы страну шансов. А так шансы остаются.

Еще остается надежда. Она, как известно, умирает последней.