Изображая жертву. Повторит ли Юлия Тимошенко судьбу Хиллари Клинтон

Анонимность - главное отличие политической антирекламы по-украински от более цивилизованных образцов жанра

Фото: Википедия
Фото: Википедия
Related video

Вчера, 23 ноября, накануне очередного "новокурсовского" форума Юлии Тимошенко на улицах Киева появились некрасивые бигборды. Один из них, изображавший искусственно состаренную Юлию Владимировну, издевательски намекал, что 2019 год - это "последний шанс для бабули".

По мнению самой Тимошенко, эти бигборды специально развесили вдоль маршрута, которым она, лидер "Батькивщины", добиралась на свое мероприятие – чтобы оскорбить и унизить. Кто развесил? Известно кто.

Но депутат блока "известно кого" Сергей Березенко немедленно опроверг эти обвинения, добавив, что "использование возрастных или физических особенностей человека в рекламе" он считает унизительным и подлым.

К концу дня бигборды стали быстро снимать, кое-где заполняя освободившуюся площадь более привычными народу лозунгами про армию, язык и веру. Но прямых доказательств причастности действующего президента к гадкой выходке в адрес его самой сильной конкурентки на предстоящих выборах, конечно, нет. И вряд ли они появятся.

Именно анонимность подобных посланий и составляет ключевое отличие политической антирекламы по-украински от более цивилизованных образцов жанра. В США, например, участники предвыборной гонки обязательно снимают не только хорошее видео про себя, но и плохое - про конкурента. У них это называется "атакующая реклама".

И если кто-то думает, что атакуют там только политическую позицию или действия соперника, а на личности никто не переходит, то это неверно. Политики особо ничем не брезгуют. Например, в 2014 году в ходе губернаторских выборов в штате Техас кандидат от Демократической партии Венди Дэвис выпустила видео, в котором упрекала соперника, республиканца Грэга Эббота, в том, что он спекулирует своим положением инвалида-колясочника. Был жуткий скандал, и Дэвис выборы в итоге проиграла.

Дональд Трамп во время своей президентской кампании совершенно не стеснялся в выражениях. Он называл Хиллари Клинтон и "жуликоватой", и "бессердечной", и "кривой" (crooked) и даже "отвратительной женщиной". Более того, он издевался над ее недомоганиями (по сети тогда разлетелась запись, на которой помощники буквально на руках тащат занемогшую Клинтон к машине).

Да и вообще тот год был безжалостным к Хиллари – в прессе появлялись бесчисленные карикатуры, изображавшие ее в образе ведьмы. Хиллари так и называли: "злобная ведьма левых сил". Как говорится, использовали и возрастные, и физические особенности на полную катушку.

Все это довольно грязные политические приемы, которые могут приблизить победу, а могут и спровоцировать провал. Политики это прекрасно знают, и полностью принимают ответственность за последствия рискованных игр на себя. Если попал в общее настроение и нация поддержала тебя в ненависти к оппоненту, как в случае Трампа, - молодец! Если нет, и люди сочли, что ты перешла опасную черту, как в случае Дэвис, победы не видать.

Анонимные же метатели грязи, которых предостаточно в украинской политической среде, прямой ответственности за свои атаки не несут. Поэтому они гораздо более низкие и подлые, и вызывают столько возмущения.

Кажется, самой распространенной реакцией при знакомстве с творчеством неведомых черных пиарщиков про "последний шанс бабули" у людей было желание встать на защиту жертвы. "Я не сторонник Юлии Тимошенко, но такого обращения она не заслуживает" - эту мысль на разные лады повторили сотни пользователи соцсетей.

Черные пиарщики оказались на удивление плохими психологами

Даже поверхностного знакомства с политической карьерой Юлии Тимошенко достаточно для того, чтобы уловить главную закономерность ее успеха: электоральная поддержка лидера БЮТ достигает максимальных показателей именно в те моменты, когда она подвергается гонениям и преследованиям. У каждого политика свой способ мобилизации электората. Юлии Тимошенко лучше всего это удается через манифестацию жертвенности.

Эта закономерность имеет глубокие корни и не объясняется простой доверчивостью украинского избирателя или его беззащитностью перед актерской магией Юлии Владимировны. Наоборот, люди обычно моментально чувствуют фальшь и нещадно высмеивают переигрывающую страдалицу. Чего стоят миллионы шуточек и жаб про костыли, каблуки и знаменитое инвалидное кресло.

Но когда Тимошенко бьют по-настоящему (а это случается более-менее регулярно), ряды желающих встать на ее защиту моментально смыкаются. Таков уж контракт Юлии Владимировны с украинским избирателем – странный, даже несколько извращенный, но удивительно прочный.

Не понимать этого, будучи украинским политтехнологом, значит быть плохим политтехнологом. Или не совсем украинским. Или просто политиком. Доведенным до отчаяния...

Все материалы автора можно почитать здесь

Этот материал — часть сериала Президентские выборы-2019, в котором мы собираем все мнения о политических технологиях, кандидатах и их программах, последние новости и рейтинги, а также наши аналитические статьи.