Апельсины бочками. Уместно ли "Цитрусовое королевство" в столице воюющей Украины

История со 120 тоннами апельсинов и лимонов в Киеве - показательная и яркая

Фото: Коммерсант
Фото: Коммерсант
Related video

К новогодним праздникам на киевском Спивочем поле построят целое "Цитрусовое королевство" из апельсинов и лимонов.

Сначала выдержка из релиза, как говорится, простые факты (орфография, стиль и все большие буквы бережно сохранены): "В Новогодне-Рождественский период на территории Печерского ландшафтного парка будет открыт первый в Украине Цитрусовый фестиваль. Певческое поле превратится в уникальную новогоднюю локацию: королевство апельсинов и лимонов, из которых построят сказочные замки. Всего для выставки используют более 120 тонн фруктов, каждый из которых будет выложен вместо кирпича при строительстве замков".

Едва появившись, эта новость вызвала, мягко скажем, недовольство в социальных сетях. Люди откровенно возмущались едва ли социально приемлемой идеей сгноить 120 тонн богатых витаминами цитрусовых ради сомнительных целей. Робкие отговорки организаторов что, дескать, идея фестиваля позаимствована из Австралии, Франции и Турции, где цитрусовое мероприятие уже успело завоевать своих фанатов и обрести популярность особого успеха не имели.

Вообще идея того, что любое "импортное" публичное мероприятие непременно хорошо "ляжет" на нашу почву – идея весьма сомнительная и это ярчайший тому пример.

Цитрусовая елка, входные лимонные арки, резиденция цитрусового Санты, не унимались организаторы. Входные билеты – в городской бюджет. Отдайте лучше все эти лимоны и апельсины тем, кому они не по карману и доставят радость в новогодние праздники – отвечали им комментаторы. А билеты оставьте себе.

Стоит сказать, что организатор – оператор Спивочого поля компания Grand Event - довольно быстро понял, что этот изумительный фестиваль выглядит как-то уж слишком оскорбительно в конкретных сложившихся обстоятельствах и вообще в Украине в 2018 году.

Но механизмы уже запущены, деньги заложены (и, очевидно, частично уже заплачены) и остановить эту феерию уже нельзя, а потому "оператор" делает неуклюжие и вполне беспомощные попытки как-то замазать это свинство мелкими благородными жестами. Сначала пиарщики сдуру написали, что "все фрукты после окончания праздника будут розданы нуждающимся". Напомним, цитрусовая вакханалия продлится с 21 декабря по 13 января.

Из этих апельсинов и лимонов будут, согласно описаниям, строить сказочные замки Рапунцель, Алладина, Робин Гуда, графа Дракулы, тамплиеров, и прочее и все в таком духе, используя фрукты "вместо кирпичей" (прямая цитата). Каждое цитрусовое здание будет достигать 3-5 метров в высоту.

Все эти "стройматериалы" будут более двух недель находиться на улице. А потом все это разберут – и пожалуйста, ешьте, дорогие пенсионеры

Впрочем, не только пенсионеры, всегда есть еще одна социальная группа, которую можно дежурно облагодетельствовать. "28 декабря 2018 года социально незащищенные дети Вышгородского района Киевской области (с. Новые Петровцы, с. Старые Петровцы, с. Лютеж и г. Вышгород) посетят это магическое место" - бодро рапортуют организаторы, посетят, надо полагать, бесплатно. Это поистине сказочное благодеяние, очевидно, должно компенсировать все происходящее.

Тут возникает два вопроса – не только к конкретному "Цитрусовому королевству", но и вообще к публичным и явно кем-то проплаченным мероприятиям, происходящим на муниципальных городских площадках и выдаваемых за городские.

Вопрос первый. Как мы уже говорили, Grand Event - не коммунальное предприятие, а коммерческое. Оно "управляет" Спивочим полем, сдавая его в аренду частным кампаниям – и что-то вообще не ясно, что из этого достается городу и достается ли вообще. Это в принципе очень распространенная практика. Реклама в метро, которой занимается коммерческое агентство и ни копейки не идет в метро. Городские парковки, которые отданы на аутсорс и непонятно сколько денег (может, нисколько) получает город. Список можно продолжать бесконечно.

Киев отдает свои ресурсы – пространство, парки, стены, площади в метро, они коммерчески используются, но прибыль идет не в городской бюджет, а коммерческим компаниям, аффилированным с городом. Зато Киев за свои деньги (читай – за наши) чинит улицы, на которых размещены эти парковки, убирает и поддерживает в порядке Спивоче поле, освещает и ремонтирует метро и так далее. Это мы платим 8 гривен за проезд, а доходы за рекламу идут коммерческим структурам, никак не помогая превратить эти 8 в 6 или даже в 4 гривны. Довольно удобно. Для всех. Кроме нас с вами.

Второй вопрос – этический. Есть два варианта – либо деньги за цитрусовые выложил город (и тогда это вообще катастрофа), либо "Цитрусовое королевство" – коммерческий проект, есть некто, кто заплатит за эти 120 тонн апельсинов и лимонов и этот кто-то – не город, а частная кампания, человек или группа людей. Но, в любом случае, презентуется все это – городом и в городе. На афише нет никаких других логотипов, кроме уже упоминаемого оператора Grand Event и Киевзеленбуда.

Соответственно, это мероприятие маркировано как городское и выглядит таковым в глазах горожан. И тут важно понять – даже если бы у "королевства" был внятный коммерческий организатор, насколько уместным было бы разрешить показательное, веселое и радостное уничтожение 120 тонн богатых витаминами фруктов в ситуации, когда вокруг так много стариков, живущих на нищенскую пенсию, семей, по факту живущих за чертой бедности, наконец, когда в половине областей Украины объявлено военное положение?

Может ли, имеет ли право столичная власть просто раздавать разрешения на проведение любых мероприятий, не считаясь с их уместностью и этичностью – тем более, если они презентуются как бы от ее имени? Существует ли, должна ли существовать социальная ответственность муниципальной власти, которая должна выражаться не в пожертвованиях, а в определении границ допустимого и возможного?

Ясно, что вопросы эти в массе своей риторические. Очевидно, что встают они уже не в первый раз. Но эта история со 120 тоннами апельсинов и лимонов в Киеве - столице воюющей страны, полной нищих стариков и недоедающих детей, уж очень показательная и яркая, хоть и не единственная конечно. Впереди еще много праздников...