Апельсины на снегу. Кто правит в киевском "Цитрусовом королевстве"

Несмотря на особый, вопиющий цинизм, проект "Цитрусовое королевство" невозможно рассматривать в отрыве от всей остальной деятельности Киевзеленбуда

Related video

Идея проводить цитрусовые фестивали не нова и не оригинальна. На юге. А вот зачем мерзнут апельсины в снежном Киеве - совершенно не ясно.

Мы уже писали про "Цитрусовое королевство" - первый в Украине цитрусовый фестиваль, открытый на период новогодних праздников на территории Печерского ландшафтного парка. Организаторы обещали "королевство апельсинов и лимонов, из которых построят сказочные замки. Всего для выставки используют более 120 тонн фруктов, каждый из которых будет выложен вместо кирпича при строительстве замков". Во что в реальности воплотилась эта вполне безумная идея, все желающие могут посмотреть уже с 21 декабря.

Праздник доброты

Вообще-то идея проводить цитрусовые фестивали не нова и не оригинальна. Они много лет с переменным успехом проводятся в разных городах и странах мира – но все эти города объединяет одна черта. Это непременно место, где эти самые апельсины и лимоны растут, причем в промышленных масштабах. Таким образом цитрусовые фестивали – это не что иное, чем банальные праздники урожая, на которых производители фруктов таким оригинальным способом рекламируют свой товар.

Возьмем, к примеру, фестиваль лимонов во французском Ментоне, вокруг которого расположена масса цитрусовых плантаций: история гласит, что в далекие 30-е годы ХХ века там как-то случился такой немыслимый урожай, что благодарные жители решили устроить в честь этого праздник.

С тех пор праздник проходит ежегодно где-то в конце февраля, длится 3 недели и его центральным событием является цитрусовый парад, во время которого по главной улице медленно едут платформы, на которых установлены гигантские фигуры птиц, фантастических животных, мультяшных героев – да чего угодно, сделанного из апельсинов и лимонов. Так местные "плантаторы" отмечают свой профессиональный праздник. В описании объектов фестиваля, кстати, упоминается Колизей и Тадж-Махал из лимонов, киевские устроители явно брали текст и картинки оттуда.

С этим все ясно, с этим вопросов нет. Зато есть бездна вопросов к "Цитрусовому королевству" в Киеве, в столице страны, вообще не производящей цитусовые. Каждый лимон и апельсин из заявленных 120 тонн, использованных для "строительства" на Певческом поле, был куплен и привезен из-за границы. И оставлен мерзнуть или гнить (или и то, и другое) на долгих три недели под киевским снегом, дождем и морозом. То есть просто выброшен – ради вполне сомнительного зрелища. Домики у нас получились хиленькие, мелкие и больше похожие на сельские хатки, чем на чудесные дворцы из других стран, изображенные на афише.

Но главное – выбросить тонны фруктов в стране, где многие пожилые люди в домах престарелых и дети в детдомах не так часто видят апельсины с лимонами – просто аморально.

Очевидно, устроители как-то тоже это понимали, потому что сначала написали, что все фрукты после шоу будут розданы нуждающимся. И правда, так делают за границей на цитрусовых фестивалях – раздают "строительный материал" даром. На юге Франции, в Турции и далее везде, где апельсины с лимонами растут, то есть в теплых странах. Но эта идея, механически перенесенная на нашу мерзлую почву, выглядит по меньшей мере дико. Спохватившись, организаторы неловко попытались исправить ситуацию и сказали: "Будет сок, а не апельсины, и он пойдет в детдома". Ну да, сок из мерзлых гнилых апельсинов – это гораздо лучше, чем сами фрукты. Так бы сразу и сказали.

Вау-эффект по-киевски

Несмотря на особый, вопиющий цинизм, проект "Цитрусовое королевство" невозможно рассматривать в отрыве от всей остальной деятельности Киевзеленбуда в последнее время. Деятельность эта активна, разнообразна и очень энергична, при этом она очень системна и целеустремленна. Очевидно, что множество разнообразных "зеленых" работ, проводимых в городе подчинено некой стратегии. В которой можно выделить два основных принципа, о первом из которых сами руководители Киевзеленбуда много и охотно говорят, а о втором – скромно умалчивают.

Первый принцип – "вау-эффект". По мнению сравнительно недавно назначенного нового главы Киевзеленбуда Натальи Белоусовой – мнению, которое она неоднократно повторяла в своих интервью, – столичные парки, скверы и зеленые зоны вообще должны непременно включать этот самый вау-эффект – проще говоря, какой-нибудь запоминающийся, яркий, необычный объект дизайна или садово-паркового искусства. Добавим от себя, что в этом случае парк превращается в задник для этого эффекта либо в нагромождение разного рода эффектов и эффектиков и перестает быть парком в современном смысле слова.

Образцовым киевским парком, где вау-эффект проявлен наилучшим образом, по мнению Натальи Белоусовой является парк "Наталка". Там есть все: и монументальных размеров дороги, обрамляющие не менее монументальные клумбы (большая круглая советская клумба с высаженными по рисунку цветами- однолетниками – яркий образец вау-эффекта) и садовые скульптуры – они же подставки для цветов (вау-эффект!) и места для селфи (в том числе возле самого названия парка, прямо на траве).

Таким образом, парк зеленбудовцам видится местом, напоминающим ярмарку аттракционов, где людям надлежит прогуливаться по мощеным дорогам и любоваться эффектными красотами, возникающими по ходу продвижения.

И тут лучшие образцы поистине имперских регулярных советских парков в экстазе сливаются с безудержным постсоветским китчем

И наперегонки прыгают в глаза со всех сторон, крича, каждый на свой лад: "Посмотри на меня!".

Такая концепция парка была бы приемлемой и понятной, если бы вокруг, помимо парков, расстилались не тронутые человеком поля и луга. Тогда интересно было бы посмотреть на окультуренную людьми природу, превращенную в некое подобие регулярного зеленого города, с дорогами и аттракционами. Но сегодня мы живем в каменных джунглях (Киев, увы, стал такими стремительно и бесповоротно), а в цивилизованном мире парки используются для того, чтобы человек мог отдохнуть от города.

В них избегают прямых линий, бетонных дорожек, нарисованных циркулем клумб и ярких объектов. Максимально приближенный к природе ландшафт призван успокаивать и восстанавливать утомленную городскими стрессами психику. Меньше всего в современном парке нужны вау-эффекты – если, конечно, нет идеи на этом заработать. И это второй, неявный принцип работы Киевзеленбуда в последнее время.

Задачка для 2 класса

Любая деятельность Киевзеленбуда в последнее время подчинена идее получения выгоды. Про обрезку деревьев не писал уже только ленивый. Кроме того, что это сама по себе дорогостоящая процедура, при "правильной" обрезке дерево вскоре умрет и его надо будет срубить – опять деньги. А потом посадить новое – еще деньги. Эта богатейшая идея натолкнула зеленбудовцев на такие, к примеру, проекты, как полная вырубка высоких здоровых деревьев и посадка на их место новых дорогостоящих саженцев (улица Липская, аллея вдоль парка КПИ, примеры можно множить). Неудивительно, что, узнав, что "Цитрусовое королевство" проходит под патронатом Киевзеленбуда, киевляне сразу задались вопросом: в чем выгода?

Тут сразу нужно сказать, что непосредственный организатор мероприятия - оператор коммунального "Певческого поля" ивент-агентство "Grand Event" – утверждает и прямо подчеркивает, что именно оно взяло на себя все затраты по организации и проведению фестиваля. Очевидно, оно же оплачивало труд рабочих, одетых в спецодежду с надписью "Киевзеленбуд" и спецтехники с теми же логотипами. Оставим в стороне вопрос, может ли коммунальное предприятие сдавать своих работников в аренду (и получать за это деньги, очевидно).

И зададимся другим: что такое 120 тонн фруктов? Сколько это? Как визуально это можно представить? В одном килограмме в среднем 8 штук апельсинов, значит, это более 960 тысяч фруктов. Для верности округлим – 900 тысяч (вдруг апельсины и лимоны очень крупные). Если взять в среднем, что диаметр одного апельсина в среднем 7 см, несложно подсчитать, что этими 120 тонн фруктов можно было бы покрыть более 3000 метров площади. Беглого взгляда на сооружение "Цитрусового королевства" достаточно, чтобы увидеть, что там явно и близко столько нет.

То есть либо организаторы взяли цифру 120 тонн с потолка (или с сайта все того же фестиваля в Ментоне, где указано, правда 130 тонн – и это за 3 недели непрерывных апельсиновых безумств), любо значительной части заявленных фруктов под снегом Певческого поля нет. Налицо загадка, учитывая, что ни Киевлезенбуд ни "Grand Event" на контакт не идут, на вопросы о финансировании проекта не отвечают и лишь как заведенные повторяют, что тратят деньги меценатов и спонсоров (при этом нет ни одного спонсорсого лого). Воистину поразительный для Украины пример тайного Санты.

Впрочем, есть и открытая информация: так, организаторы прямо и четко заявляют, что те 100 гривен, которые они берут с каждого посетителя "Цитрусового королевства", пойдут на организацию выставки тюльпанов весной. Таким образом, в проект заложено воспроизводство подобных выставок. И, наверняка, в лучших традициях Киевзелебуда – с вау-эффектами.