Новая игра со старыми правилами. Как найти хорошую школу для ребенка

В моем мессенджере постоянно появляется один и тот же вопрос от самых разных людей. Это очень сложный вопрос, хотя формулируется он элементарно: "Посоветуйте хорошую школу для ребенка".

Фото: GettyImages
Фото: GettyImages
Related video

Несколько лет назад я стала соучредителем ГО "Смарт Освіта". И, видя подобное сообщение, каждый раз я замираю в растерянности, потому что осознаю: понятие "хорошая школа" сейчас пребывает в процессе трансформации. И я не знаю, в какой части этого процесса тот, кто задал мне вопрос: он уже тут, с нами, или еще там, в прошлом? В зависимости от этого ответ меняется кардинально.

До недавнего времени отвечать было легко. Хорошая школа — та, где хорошо вдалбливают знания, которые позволят ребенку сдать ВНО на высокие баллы и поступить в престижный вуз.

О, счастливые времена, когда все было так просто и человек был частью системы, требующей от него необходимых знаний и профессиональных навыков — и ничего более. Какой ценой, в каких условиях ты получил в детстве знания — вообще неважно. Знания — сверхценность, так что терпи, в случае чего их можно и насильно в человека запихивать, а все остальное система сделает за тебя.

Сегодня не существует той самой могущественной системы.

Теперь каждый человек и есть маленькая система — самоценная, автономная, саморазвивающаяся

А это значит, что те функции, которые люди отдавали системе на аутсорс, — формирование ценностей, планирование, коммуникации, самообучаемость, учет рисков и многое другое, без чего система жить не может, — теперь человек должен выполнять сам. А знания — вопрос десятый, вон они, в свободном доступе: скачиваешь онлайн-курс — и вперед.

В этих условиях функции школы кардинальным образом изменились. Известный британский педагог и психолог Гэри Томас так описывает суть современного школьного образования: оно трехмерно, и все три измерения одинаково важны.

Первое, самое очевидное, — знания, которым в школе учат на уроках (в концепции НУШ, Новой украинской школы, внедряемой с прошлого года, они называются "компетентности").

Второе — социальные и личные навыки, необходимые человеку в современном мире (в НУШ они называются "наскрізні навички"), — это, к примеру, умение учиться самостоятельно, критическое мышление, умение работать в команде, инициативность, эмоциональный интеллект. В хорошей школе эти скиллы дети прокачивают постоянно и ненавязчиво не только на уроках, но и в совместной внеурочной активности: в самодеятельности, неформальном общении, школьном самоуправлении, кружках, проектах, походах.

И, наконец, третье измерение — актуальные ценности, которые позволят ребенку жить в сложном, многоуровневом мире, а не шарахаться от каждого незнакомца с необычной внешностью и не бить тех, кто слабее.

Как это часто бывает, критерии оценивания динамичной системы, каковой сегодня является школа, не поспевают за изменениями самой системы. В украинских реалиях мы можем оценить только качество знаний, для чего используются результаты ВНО по основным предметам. Впрочем, даже этот способ дает весьма приблизительные данные. Высокие баллы по ВНО школ в престижных районах — часто результат финансовых возможностей родителей, которые способны нанять детям дорогих репетиторов. Или же результат беспрецедентного давления на учеников, зубрежки и стресса.

Что же касается двух других измерений "хорошести" школы — у нас они пока никак не фиксируются. Не то чтобы это было невозможно.

В мире давно разработали анкеты для учащихся и родителей, проанализировав которые, можно оценить и качество получаемых ими социальных навыков и сквозных умений, и основные ценности.

По этим анкетам сразу видно, орут ли на детей, есть ли в школе буллинг, можно даже понять, дарят ли родители подарки учителю и все ли с этим согласны. И дело не в том, что дети пошли нынче нежные, а родителям жаль денег.

Просто, если орать на учеников, оставлять их один на один с травлей и давать взятки учителям, из детей не получаются люди, которые могут стать успешными. Теперь успешных людей делают по-другому, с использованием трех критериев. И поверьте, если бы украинские школы оценивали по всем трем, этот рейтинг сразу бы изменился.

Но пока все, чем можно официально вооружить родителя, ищущего хорошую школу, — это рейтинг ВНО. Как часто пишут на страничках продаж в соцсетях, об остальном узнавайте в личных сообщениях.