Вселенная Коломойского. Почему тема Привата становится токсичной не только для украинских судов, но и для лондонских

По законам жанра в конце текущего года или уже в 2020-м, судьба не так Привата, как его проблемных активов, будет так или иначе решена

Фото: Слово и Дело
Фото: Слово и Дело
Related video

Знаменитый своими "прецедентными" решениями Печерский районный суд Киева недавно вынес вердикт о наложении ареста на имущественные комплексы таких промышленных гигантов нашей экономики как ДнепрАзот, Марганецкий и Орджоникидзевский горно-обогатительные комбинаты, Никопольский завод ферросплавов.

Все эти предприятия связывает имя конечного бенефициара и бывшего собственника Привата Игоря Коломойского. Именно в рамках судебного разбирательства относительно судьбы рефинансирования НБУ, выделенного Привату еще до национализации на сумму 19 млрд грн. и были арестованы упомянутые выше активы.

Под "раздачу" попало свыше 1300 единиц имущества, в том числе такие специфические "прибамбасы" как тепловозы, думпкары, платформы, полувагоны, вагоны для окатышей, цистерны. В общем все то добро, которое нужно лишь предприятиям их использующим. А остальным – разве в качестве металлолома. Но если НБУ умудрился в 2015-м году взять в залог футбольный стадион "Черноморец" в качестве обеспечения рефинанса, выданного Имэксбанку, не имея при этом своей футбольной команды, то почему бы не "взыскать" по случаю "думпкары".

Теперь данное решение пойдет по "апелляции" и окончательный "модный приговор" будет вынесен уже после выборов. Вот так сбылся мой давний прогноз о том, что "казус Привата", скорее всего разрешиться после президентских выборов, подведя жирную черту под судебными баталиями в украинских судах.

И не только в украинских. В сравнении с этой многоходоввочкой по национализации Привата за одну гривну "мелочью", "казус профессора-гинеколога Кукоцкого" из книги Людмилы Улицкой выглядит наивным недоразумением.

Не трудно заметить, что февральское решение суда было вынесено почти сразу после выхода судей из пост-новогоднего коматоза и главным событием, ставшим прелюдией к этой украинской версии "Золота Рейна", явилось выдвижение известного кандидата в президенты, который как стремительный карамболь ворвался на сцену местного губернского политического театра.

И стало быть, по законам жанра в конце текущего года или уже в 2020-м, судьба не так Привата, как его проблемных активов, будет так или иначе решена. И чутье художника подсказывает, что заплатит за этот "банкет и именины сердца" государство в лице нынешнего единоличного собственники банка – Минфина.

Лондонский суд уже вынес вердикт, согласно которому, его юрисдикция не распространяется на спор государства с бывшими акционерами финансового учреждения. Более того, лондонские судьи даже сняли арест с их имущества и тому же Игорю Коломойскому можно будет не стеснять себя в тратах: прежний лимит текущих расходов, наложенных судом, в размере 20 тысяч евро благополучно отменен.

Тема Привата становится токсичной не только для украинских судей, но и для лондонских. Последние вообще впали в ступор глубокого когнитивного диссонанса. Дела о национализации банков и выводе капитала они рассматривали не в первый раз. Но именно в случае с Украиной, седовласые старцы в париках и мантиях столкнулись с ситуацией, когда оказывается существует "преступление" без наказания: "мать моя королева", - подумали они и были абсолютно правы.

Вспомним национализированный в Казахстане БТА Банк, когда по решению Высокого суда в Лондоне, в пользу банка с бывших топ-менеджеров и иных сопричастных лиц была взыскана компенсация ущерба в размере 4 млрд долларов. Кроме того, произошел арест активов фигурантов в самом Казахстане, РФ и Украине, в результате чего, лишь за счет реализации арестованного имущества банк вернул 12,7 млрд тенге и частично компенсировал затраты государства на его спасение.

Но здесь было одно "маленькое" отличие от подобной ситуации с Приватом: в Казахстане были расследованы уголовные дела, есть вступившие в силу решения национальных судов, есть целый ряд работников банка, получивших реальные тюремные сроки. В Украине нет ни одного завершенного уголовного дела по выводу капитала из Привата, не говоря уже о вступивших в законную силу судебных решениях.

Так что в случае с "Золотом Днепра", в отличие от "Золота Рейна", мы еще не скоро узнаем, кто же тот "карлик Альберих", который похитил драгоценный клад и где он сейчас находится. Во всяком случае, сие знание не затронет нас покуда новые политические "боги" не усядутся в Вальгалле на Банковой.

Хотя главный подарок бывшие собственники Привата уже получили. Еще в мае 2017-го Валерия Гонтарева, которая возглавляла тогда НБУ, публично заявила, что "Банк (Приватбанк. – авт.) нам (НБУ – авт.) хочет погасить это рефинансирование, но тогда они избавят Коломойского от всех гарантий, и мы потеряем эти залоги. Поэтому мы не хотим, чтобы Приватбанк нам погашал".

Более того, тогда же прозвучала информация и о том, что данное обязательство (отказ от погашения рефинансирования, полученного Приватбанком до момента национализации) Украина якобы прописала в меморандуме с МВФ.

Таким образом, перед нами самая настоящая юридическая мина, ведь теперь Игорь Коломойский может абсолютно четко доказать в любом суде, что задолженность Приватбанка перед НБУ не была погашена в силу субъективных обстоятельств с признаками фиктивности, когда руководители Нацбанка, пользуясь государственной принадлежностью банка, фактически заставили его не погашать полученный рефинанс, хотя его ликвидность позволяла это сделать.

С другой стороны, Печерский суд преодолевал и не такие защитные редуты, судья Киреев подтвердит

Что и показал арест активов крупнейших компаний из "вселенной Коломойского". Остается ждать ответной "хлорной атаки", как это уже было во время спора относительно закупок хлора водоканалами на ДнепрАзоте.

Почти как во времена Первой мировой: "Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это сражение войдет в историю как "атака мертвецов".

Учитывая состояние украинской экономики, по другому затянувшийся на годы судебный спор в стиле "как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и не назовешь…