Тут вам не Америка. В чем принципиальное отличие между Украиной и США

Пока не изменятся ценности общества, мы будем раз за разом удивляться, как люди и структуры, которые мы считали воплощением реформ, оказываются замешанными в коррупции

Уильям Сингер / Фото: GettyImages
Уильям Сингер / Фото: GettyImages
Related video

Наивно полагать, что коррупция — сугубо украинская проблема. Коррупция есть везде. Например, сейчас громкий скандал разгорается в США. И связан он не с Дональдом Трампом.

Богатые американцы — бизнесмены, менеджеры корпораций и актеры — устраивали за солидное вознаграждение детей в лучшие университеты страны.

Некий Уильям Сингер, владелец фирмы Edge College & Career Network, придумал замысловатую схему. На первом этапе абитуриент просил перенести для него выпускные экзамены из-за трудностей в учебе. Спустя некоторое время экзамены сдавали в одной из прикормленных Сингером школ. Во время тестов администрация подсказывала ребенку правильные ответы.

На втором этапе схемы прикормленный Сингером тренер "рисовал"ребенку выдающиеся успехи в каком-то виде спорта (что ценится в американских вузах). В результате этих манипуляций непутевые чада становились студентами самых престижных университетов, например, Йельского и университета Южной Калифорнии.

Стоили услуги Сингера до $6 млн. По "университетскому делу"американские прокуроры обвиняют в коррупции около 50 человек, в том числе дававших взятки родителей.

А теперь самое интересное: и Йельский университет, и Университет Южной Калифорнии — это частные вузы. То есть заработанные родителями в частных фирмах деньги при посредничестве частной структуры использовались для зачисления ребенка в частный университет. Ни один цент бюджетных средств от схемы Сингера не пострадал. Ни один из крупных чиновников не замешан в махинациях. Но в США — коррупционный скандал.

Для украинцев коррупция — это о воровстве бюджетных средств и незаконном обогащении чиновников.

На деле коррупция в первую очередь — это о нарушении принципа равных возможностей

Устраивая за деньги своих чад в престижные университеты, богатые американцы создавали возможности для их дальнейшей карьеры, которых нет у детей бедных граждан США. Поэтому они коррупционеры.

У значительной части украинцев зачисление путем махинаций ребенка в престижный университет вызвало бы лишь зависть и сожаление, что у самого денег на это нет, но никак не возмущение.

Именно в ценностях — принципиальное различие между Украиной и США. Трудно поспорить с экономистом Александром Пасхавером в том, что именно на ценностях базируются институции государства. Нет ценностей — нет институтов.

Пока не изменятся ценности общества, мы будем раз за разом удивляться, как люди и структуры, которые мы считали воплощением реформ, оказываются замешанными в коррупционных скандалах.

Журналисты будут и дальше публиковать громкие расследования, но они ничего принципиально не изменят. Кого-то уволят, кого-то отстранят, но история будет повторяться вновь и вновь, хотя и с новыми именами и группами влияния.

Одной лишь сменой элит общественные парадигмы не изменить. Зато смена ценностей и ожиданий — куда более масштабный и длительный процесс.