Время селебрити. Комики, идущие в политику, — это панки, стебущие истеблишмент

Однако, в "Слуге народа" Владимира Зеленского нет ни старого доброго панка, ни политической философии

Related video

Комики, идущие в политику, — это панки, стебущие истеблишмент. Но в "Слуге народа" Владимира Зеленского нет ни старого доброго панка, ни политической философии

Драматизм ситуации после первого тура выборов состоит в том, что в борьбе за избирателей кандидаты оставили за собой "выжженное электоральное пространство". Пере­убедить оппонентов невозможно, завербовать "сомневающихся" проблематично. Если бы выборы проходили в традиционной буржуазной демократии, результат второго тура был бы предопределен. Но в Украине электоральная арифметика не работает. Да и кандидаты не политики в чистом понимании этого слова. В нашей стране второй тур будут играть два олигарха: Игорь Коломойский и Петр Порошенко. Тут возможны любые конфигурации.

Некоторое время назад я предсказывал появление аполитического политпроекта. Зеленский воплотил этот прогноз в жизнь. Схема построения избирательной кампании ЗЕ!Команды — это описанная мною два года назад "партия-сеть". Не партийные организации плюс социальные и общественные инициативы, а, наоборот, общественные активности плюс партия как их участник. Причем сама партия возникает не сразу, а как следствие уплотнения "тучи тегов" общественной активности. Иными словами, партия "Слуга народа" Зеленского существует только в виде юридической регистрации. Его штаб отказался от идеи продавать франшизы перед президентскими выборами и вообще отложил партстроительство "на потом".

Главная цель нынешнего этапа — втянуть в активности команды Зеленского массу разных инициатив и организаций, которые станут "чашкой Петри", где в мае —июле 2019 года кристаллизируется сама партия "Слуга народа".

Команда Зеленского с самого начала рассматривала только онлайн-членство, без штабов и партбюрократии. Все продвижение бренда строится на digital-темах. Сам технологический штаб Зеленского, за исключением небольшой группы криэйторов, — это сплошные айтишники и эсэмэмщики. ЗЕ!Команда не заморачивалась представительствами на местах, а развернула поиск добровольных сторонников в соцсетях.

Некоторые наблюдатели возмущались, что Владимир Зеленский предложил своим сторонникам самим написать ему программу. Мол, так в политике не делают и все такое. А вот и зря! Это называется "программа с открытым кодом".

Классический пример — Партия отчетности, компетентности и прозрачности Канады (PACT), ранее называшаяся Онлайн-партией. Это единственная политсила, которая позволяет любому зарегистрированному избирателю участвовать в выработке платформы партии независимо от политической принадлежности или убеждений, предоставляя своим членам право комментировать и голосовать непосредственно по каждому вопросу, а также гарантируя подотчетность избранных представителей.

Уже сейчас Владимир Зеленский намекает, что не против поиграть в такие новомодные штуки, как "контроль через доверие": отзыв мандата голосованием внутри партии. Зеленский постоянно говорит о порядочности в политике. Это то, что политологи называют "возвратом морали в политический процесс". На это существует запрос у избирателя.

Как отмечается в программном манифесте германской Партии пиратов, "прямая демократия есть рациональное управление плюс народный контроль, направляемый моральными рефлексами народа". Просто бери и делай преамбулой к программе "Слуги народа".

Но есть во всем этом празднике инноватики один существенный недостаток. Зеленский не Йон Гнарр и не Джузеппе Пьеро "Беппе" Грилло. Его отличие состоит в том, что в "Слуге народа" нет политической философии и старого доброго панка.

Комики, которые идут в политику, — это панки, стебущие истеблишмент, бросающие вызов традиционным порядкам, консерватизму обывателя и общепризнанным нормам. А Зеленский — часть этого самого истеблишмента. Просто он научился ловить волну "диванного протеста". Он не панк, а селебрити. Причем селебрити с душком Совка.

К сожалению, этот развод раскусят лишь ближе к осени, ведь если Зеленский вдруг станет президентом, ему придется говорить что-то внятное. Ну, или показать свой партсписок, состоящий из партнеров/клиентов Коломойского.

Сегодня Банковая пытается мобилизовать электорат мемом "Зеленский — марионетка Коломойского". На ЗЕизбирателя это давно не действует, однако кто кому Беня в тандеме Коломойский — Зеленский, очень важно. Поскольку определяет дальнейшую игру. Если внимательно изучить финансовую документацию избирательной кампании ЗЕ!Команды, проанализировать распределение ролей в штабе, поговорить с технологами, "присматривающими" на местах за ЗЕштабами, то можно обнаружить, что олигарх присутствует там очень плотно.

Не исключаю, что со временем, через год-полтора после заезда на Банковую, Зеленский попробует избавиться от назойливой опеки Коломойского, но сейчас он институционально зависим от аффилированных с ним структур.

В преддверии второго тура президентских выборов в офисе "Квартала 95" толпятся многие известные люди. Все они готовы подставить Зеленскому свое "могучее плечо", но даже если "израильский затворник" Коломойский захочет подвинуться, войти партнерами в проект им не удастся. Основные позиции заняты людьми, так или иначе маркированными "люди Бени". Мест пока нет. В этом и сила Зеленского, и его слабость.

Коломойский пока не нуждается в "олигархическом консенсусе"

На первых порах он будет атаковать своих коллег по олигархическому цеху для выбивания выгодной для себя договорной позиции. А через некоторое время такой олигархический консенсус может образоваться. Через полгода, под первые 100 ЗЕдней, можно провести некоторую косметическую деолигархизацию, которую так требуют западные коллеги. Например, Коломойский инициирует выплату разового налога на "нечестную приватизацию своих активов". Красиво?

Слабость же в том, что Зеленского станет постоянно преследовать "Бенина тень". Все его назначения будут под микроскопом изучаться на предмет связей с группой "Приват" или людьми из "обоймы". Везде и во всем Зеленскому придется оправдываться в том, что "там нет интересов Коломойского".