Миллиарды Коломойского. Приватное дело олигарха выходит на государственный уровень

Если факты вывода средств из ПриватБанка не доказаны и сам он на момент национализации четко выполнял свои обязательства перед клиентами, то выражаясь словами одного известного киногероя: "Какие ваши доказательства?"

Фото: Радио Свобода
Фото: Радио Свобода
Related video

Тема "Приватбанка" выходит на финишную прямую. И прямая эта почти параллельно "распрямляется" с "прямой" выборов. Почему "почти"? Дело в том, что нынешний избирательный цикл – это скорее "кривая", которая еще не известно, куда нас вывезет. Кроме того, обе прямые чертятся скорее всего одной рукой, которая в предвкушении успеха немного подрагивает…

В любом случае, сразу после выборов, или немного опосля, нас ждут не менее увлекательные "дебаты" про "Привату", хотя, скорее всего, без сдачи анализов. И мы не устаем повторять: фактор этого банка в жизни страны получит окончательное "разрешение" лишь по итогам президентской гонки.

Так уже повелось, что своим олигархам, Украина, как детям, отдавала все лучшее: заводы, пароходы. А себе как заботливая мать, решила забрать за одну гривну "банк без ручки". Причем, если банк стоил на самом деле сто копеек, то на "ручку" для него, что бы можно было нести, потратили более 140 млрд грн.

За все время независимости, наша страна израсходовала из государственного бюджета более 15 млрд долларов на докапитализацию и национализацию банков.

Механизм "огосударствления" был предельно прост: государство в лице Минфина вносило в уставный фонд "казенных" банков государственные облигации (ОВГЗ). В дальнейшем, по мере необходимости "окешиться", эти ценные бумаги выкупались Нацбанком.

На финансовом языке данный процесс назывался монетизацией и госбанки получали почти "пополняшку-безлимит", вынимая из казны десятки миллиардов гривен. За все время работы госбанков, этих ОВГЗ было внесено в уставный капитал столько, что лишь в качестве процентов по данным долговым ценным бумагам, государство начисляет в пользу своих банков примерно 1 млрд долларов в эквиваленте.

И до тех пор, пока все облигации не будут погашены - счетчик не закрыт и окончательный прайс не выставлен. Сумму в 15 млрд можно сравнить с 12 млрд долл. выручки от приватизации, которую за годы независимости получила Украина. Соотношение этих двух цифр - приговор и диагноз коррупционной системе государственного менеджмента за все годы независимости, не исключая последних четырех лет.

Примерно шесть "ярдов" из указанных выше 15 – это удельный вес Приватбанка в процессе создания ядра госбанков, которые на сегодня уже сконцентрировали в своих руках до 60% финансового рынка страны

Но это на данный момент. В своем недавнем интервью, один из бывших собственников Приватбанка, Игорь Коломойский раскрыл планы относительно дальнейшей стратегии своих взаимоотношений с бывшим финансовым детищем.

А стратегия эта день ото дня крепнет. Как говорится, чем ниже рейтинг действующего президента, тем "толще" аргументы. Но даже если не связывать всю эту историю с выборами, основную часть "стратагемы" вылепили для бывших собственников именно их оппоненты в лице НБУ и Минфина.

Сперва Нацбанк провел некачественную процедуру национализации, включая целый ряд организационных ляпов, которые были допущены в процессе "огосударствления", скомканного в интервале нескольких выходных дней. Затем Минфин не удосужился, как новый собственник должным образом оформить саму сделку операции по покупке банка.

Речь идет о гарантиях бывших собственников заменить залоговые портфели и реструктуризировать кредиты в срок до полугода. Само это обязательство было оформлено в виде "пропавшей грамоты" на одном листике, причем крутые государственные институции в лице своих министров и прочих "топов" даже не удосужились нотариально заверить этот документ, засвидетельствовав тот факт, что это были действительно настоящие собственники, а не актеры известного "квартала".

А затем дело "припечатали" наши уполномоченные органы, которые должны были собрать доказательную базу касательно вывода из банка 4-5 млрд долларов На финише, по идее, должно было быть некое решение суда, ведь факт ущерба государства в сумме 144 млрд грн. сам по себе заслуживает хотя бы минимальной правовой оценки.

За несколько лет, которые минули с момента "ночной национализации", ничего из указанного выше сделано не было. И это дает уже бывшим собственникам абсолютно заслуженное, можно сказать выстраданное ими, моральное право спросить: "пошто банк отобрали?". Ведь если факты вывода средств из банка не доказаны и сам Приват на момент национализации четко выполнял свои обязательства перед клиентами, то выражаясь словами одного известного киногероя: "Какие ваши доказательства?". Получается, банк взяли и отобрали. Причем, именно те, кто отбирал, и нанесли государству многомиллиардный ущерб.

В своем интервью Игорь Коломойский называет и главных на его взгляд виновных. Это Рожкова и Гонтарева, которые рулит/рулила в НБУ. Что удивительно, персону Данилюка бывший собственник вывел из-под удара: мол, тот так, мимо проходил. Связано это с тем фактом, что упомянутый бывший министр финансов сейчас активно окучивает команду оппозиционного кандидата в президенты.

Как известно лондонский королевский суд самоустранился от решения спора по "приватной" теме, резонно полагая, что раз украинские суды молчат, то и им варежку стоит поберечь.

Акцент битвы за Приват сейчас сместился в Украину, где в Хозяйственном суде Киева рассматривается иск Игоря Коломойского касательно возврата ему акций банка. В упомянутом интервью, олигарх заявил, что хотел бы получить компенсацию за утраченный финансовый актив в размере 2 млрд долларов.

Здесь сработала классическая схема родом из 90-х: проси больше, получишь ровно столько, сколько и надо. Время уклоняться от камней закончилось, начался этап выхода на наиболее удобную позицию для будущего торга. А значит, нужно собрать побольше тузов в рукаве.

Получаем программу максимум и минимум. В первом случае, требуем вернуть и акции банка (прекрасно понимая, что банк уже не тот и вряд ли нужен бывшим собственникам, ведь на нем висит более 200 млрд грн. обязательств перед клиентами), и заплатить компенсацию в два ярда (отдавая отчет, что ни один министр финансов не акцептует такой платеж, если он не камикадзе). И в конечном итоге соглашаемся на минимум – обмениваем все указанные выше "няшки" на преференции в отношении бизнес-активов в Украине. Как версия – Укрнафта и списание долгов аффилированных компаний перед тем же Приватом.

Все ингредиенты для этого блюда уже есть, актеры готовы и накладывают грим: "Каждый выбор, выбор наступает вдруг..!" Занавес!